о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

С рабочего стола. Бывший дьякон Бодо и законы Рамбама о неевреях



Благодаря тому, что писал рецензию на книгу, написанную знакомой, вспомнил об одном средневековом персонаже. В результате "в народе родился документ"(с), приведенный по ссылке.

По традиции, для удобства читателей копирую сюда наиболее интересную часть:

********

В Бертинских анналах, летописном своде Сен-Бертенского монастыря в Сент-Омере, охватывающем историю государства франков с 830 до 882 годы) мы находим следующую запись, датированную 839 годом:

Диакон Бодо, рождённый на свет аламанским народом и почти с пелёнок обученный в известной мере божественным и человеческим писаниям теми самыми придворными, просвещёнными в христианской религии, который в предыдущем году попросил разрешения у Августы поспешить в Рим ради молитвы и получил [его], одарённый многими подарками, будучи искушён врагом человеческого рода, оставив христианство, обратился в иудаизм. И впервые некто замыслом измены и своей погибели, обдумав с иудеями , которых он привёл с собой не побоялся ловко затеять торговлю с язычниками . После того как их разделили только один из них, оставшийся с ним, который, как рассказывают, был его племянником, отверг веру в Христа. Мы считаем достойным сожаления то, что он был признан иудеем. Таким образом обрезанный и с растущими волосами и бородой и очень сильно изменившийся, принял имя Елизарий и даже был подпоясан военным поясом. Под давлением племянника, также обращённого в иудаизм его соединили браком с дочерью этого иудея, и в конце концов соединённый очень порочной связью в середине месяца августа он пришёл в Цезараугусту, город в Испании. Это обстоятельство оказалось очень огорчительным для августейших особ и для всех спасающихся в христианской вере.

Бежав в испанскую Цезараугусту (Сарагосу), где в то время владычествовали мавры-мусульмане, Элазар стал не только правоверным иудеем, но и воинствующим противником своей бывшей религии. И в 847 году в Бертинских анналах появляется следующая запись:

Бодо, который за несколько лет до этого оставив христианскую истину, признал нечестие иудеев, впал в такой порок, что постарался до такой степени возбудить души как короля, так и народа сарацин против всех христиан, проживающих в Испании, что после того как он оставил благочестие христианской веры они либо обращались к безумию иудеев или сумасшествию сарацин, либо по крайней мере их всех истребили. Кроме того от всех христиан того королевства была послана слёзная просьба к королю Карлу и епископам его королевства и [людям] других состояний нашей веры, для того, чтобы он вновь обратил упомянутых вероотступников, чтобы обращённые в христианство больше не подвергались бы там либо притеснению, либо смерти.

Хотя в IX-X вв. иберийские христиане, жившие под властью ислама, страдали от притеснений местных властей, а многие даже приняли мученическую смерть за свои убеждения («Кордовские мученики), тамошние эмиры не последовали совету Бодо-Элиэзера, и не стали принуждать своих подданных к массовому вероотступничеству. (В том числе – поскольку это предложение решительно не соответствовало законам ислама). Однако нас в данном случае интересует другое: что двигало бывшим дьяконом, обратившимся к эмиру с таким предложением: только ли неофитская ревность не по разуму, или же, возможно, и какие-то другие соображения.

Возможный ответ на этот вопрос содержит «Мишне Тора» – монументальный всеобъемлющий свод еврейского религиозного права, составленный в конце XII века выдающимся еврейским мыслителем и легистом, уроженцем мусульманской Испании рабби Моше бен Маймоном (Рамбам, Маймонид).

Среди прочего, в «Мишне Тора» приведены законы, касающиеся неевреев. Последних Маймонид делил на две основных категории: язычников, поклоняющихся идолам, и соблюдающих т.н. законы потомков Ноаха:

Шесть заповедей получил первый человек: запрет поклоняться идолам, запрет проклинать Бога, запрет убивать, запрет прелюбодействовать, запрет грабить и повеление учредить справедливый суд… Дополнительной заповедью, полученной Ноахом, стал запрет есть мясо [еще] живого животного.
Мишне Тора, Законы о царях и войнах, 9:1-2

Христиан Рамбам однозначно считал язычниками (там же, Законы об идолопоклонстве, 9:4), а христианские церкви, соответственно, языческими капищами (комментарии к Мишне Авода Зара, 1:4). Причиной этому стало, в первую очередь, христианское учение о Троице, которое Маймонид полагал несовместимым с истинным монотеизмом: «Тот же, кто придерживается убеждения, что Он – един, но обладает несколькими атрибутами, провозглашает на словах, что Он един, а в своих мыслях исповедует Его множественность. И это подобно это словам христиан: “Он – один, но Он также и троица, и троица есть единица”» (Путеводитель колеблющихся, 1:50).

Мусульман, напротив, философ полагал истинными монотеистами, соблюдающими «заповеди потомков Ноаха». Об этом он ясно и недвусмысленно писал в своем послании к некому Овадии, бывшему мусульманину, перешедшему в иудаизм:

Измаильтяне не идолопоклонники, идолопоклонство давно уже изгнано из их уст и сердец, и они служат единому Богу, должным образом и беспорочно.

«Ноахизм» Маймонид полагал легитимной и спасительной нееврейской религией; нееврей, соблюдающий семь этих заповедей, удостаивается, по его мнению, «удела в Мире Грядущем», т.е. загробного спасения и награды. Однако как следует относиться к язычникам? Ответ на этот вопрос Рамбам приводит в ходе обсуждении законов о «прекрасной пленнице» – нееврейке, взятой евреем в плен в ходе военных действий (Дварим, 21:10-14):

Как полагал Рамбам, у «женщины, красивой видом», есть выбор: она может принять иудаизм и стать женой своего пленителя, или же, если этот вариант ее почему-то не привлекает – согласиться соблюдать законы потомков Ноаха и обрести свободу. Но что, если женщина не захочет отказаться от своей прежней религии? Как следует поступить в этом случае?

Если по истечении двенадцати месяцев «красивая пленница» не желает прекратить поклонение идолам, то ее убивают. И так же поступают с городом, который согласился на условия мира: не заключают с ним договор, пока его жители не признают идолопоклонство заблуждением, и не уничтожат все места поклонения, и не возьмут на себя исполнение остальных заповедей, полученных сыновьями Ноаха.
Законы о царях и войнах, 8:9

Иными словами, на территории, подвластной евреям, Рамбам считал языческую религию недопустимой и подлежащей искоренению. При этом язычники (каковыми, напомним, он полагал христиан) должны были сделать выбор: принять иудаизм или «ноахизм», т.е. языческую религию без идолопоклонства. Каковой философ полагал, в том числе, ислам! Иными словами, мнение Маймонида полностью соответствовало предложению, сделанному несколько веков назад беглым диаконом!

Разумеется, Бодо-Элазар никак не мог читать кодекс XII века. Однако можно предположить, что Рамбам творил не в вакууме, но опирался, среди прочего, на идеи своих предшественников, раввинов мусульманской Испании. Если это так, то можно допустить, что Бодо мог услышать похожие размышления от кого-то из тогдашних раввинов – и, будучи ревностным не по разуму неофитом, предложить осуществить этот план мусульманскому эмиру, Абд ар-Рахману II или его преемнику Мухаммаду I.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments