о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:

Трудовыебудни. Как советские евреи в гетто жили




Некоторое время назад связались со мной с одного российского ресурса, попросили дать комментарий. Некоторое время заняло понять, что стало инфоповодом. Когда, наконец, понял - восторгу моему не было предела:

Л. Лазерсон― Евреи. Советские евреи жил худшую жизнь, чем советские не евреи.

О. Кашин― Ты даже приводишь пример из своего Саратова, удаленного города все-таки. Советские евреи в Ленинграде жили худшую жизнь? Вот я не уверен уже, на самом деле.

Л. Лазерсон― Олег, советские евреи, во-первых, в огромном количестве не могли жить в Москве, как ты знаешь. Просто мой папа – достаточно пожилой человек. Дядья не могли жить в Москве. Если могли, то жили в гетто.

О. Кашин― Какое гетто в Москве? О чем ты говоришь, боже мой? Какое гетто в Москве?

Л. Лазерсон― На месте «Зарядья» был огромный еврейский райончик. Еврейское гетто на месте того, что сейчас называется парком «Зарядье».
ИСТОЧНИК.

Означенная Лиза Лазерсон - режиссер, журналистка, феминистка. 1989 года рождения. Племя, блин, младое и незнакомое.

А комментарий, конечно, дал. В том числе про Зарядье, где в XIX веке действительно был район компактного еврейского проживания, хотя, разумеется, никакое не гетто.

В моей памяти Зарядье в начале 70‑х годов XIX столетия наполовину было заселено евреями... Некоторые переулки представляли собой в буквальном смысле еврейские базары, ничем не отличающиеся от базаров каких‑либо захолустных местечек на юге — в черте оседлости. Торговки-еврейки со съестными припасами и мелким товаром располагались не только на тротуарах, но и прямо на мостовой. По переулкам были еврейские мясные, колбасные лавочки и пекарни, в которых к еврейской Пасхе выпекалось огромное количество
мацы — сухих лепешек из пресного теста, опресноков. Зарядские еврейские пекарни выпекали мацу не только для местного населения, но и отправляли ее в другие города. При мясных лавках имелись свои резники. Много было в Зарядье и ремесленников-евреев, большей частью они занимались портновским, шапочным и скорняжным ремеслом. Интересную картину представляло Зарядье в один из осенних еврейских праздников, когда они по закону должны были идти на реку и там читать положенные молитвы. С молитвенниками в руках, в длиннополых, чуть не до самых пят, сюртуках, в бархатных картузах — вот такого же фасона, как носят теперь,— из‑под которых выбивались длинные закрученные пейсы, евреи толпами шли по середине мостовой: в этот день им запрещалось ходить около домов, потому что у стен копошилась нечистая сила. Набережная Москвы-реки против Проломных ворот в этот день была сплошь унизана черными молящимися фигурами. Праздники евреями соблюдались очень строго, никакой торговли и работы в эти дни не было; с вечера пятницы шумное, суетливое Зарядье затихало — переулки были пустынны
(Иван Белоусов, Ушедшая Москва).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →