о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Календарное с рабочего стола. Альтернативный Йом Кипур в Вильно



В своей очешуительной книге (которую по-прежнему можно заказать здесь, здесь или здесь) аз, многогрешный, среди прочего, писал, как еврейкие вольнодумцы, анархисты и социалисты устраивали альтернативные празднования Судного дня. И вот недавно мы перевели отрывок из уникальных воспоминаний Люси Давидович, американской идишистки, которая в 1938-39 училась в аспирантуре в Вильно, и застала последний год "литовского Иерусалима".

Приводим здесь ее свидетельство, как проводили Йом Кипур виленские бундовцы:

Парадоксальным образом Грозные дни так же дали мне возможность стать свидетелем агрессивности виленских вольнодумцев. Когда Даниэль Лернер, самый пламенный бундист в аспирантуре, узнал, что на Рош га-Шана я была в синагоге, он настоял, чтобы во время чтения Коль Нидрей, первой и самой торжественной из молитв Судного дня, я пошла с ним на встречу местного отделения молодежной организации Бунда Цукунф («Будущее»). Встреча так же была частью традиции – традиции еврейских левых, которая, как я с удивлением узнала, еще сохранилась. В 1880-х – 1890-х годах еврейские анархисты и социалисты устраивали в этот день поста и молитвы «Йом-кипурные балы» и другие провокационные мероприятия, высмеивающие еврейскую религиозность. Мне казалось, что про это давно забыли. В Нью-Йорке уже никто не устраивал демонстраций против религиозных практик, поскольку к тридцатым годам соблюдение заповедей находилось едва ли на самом низком уровне в еврейской истории.

Когда в назначенный час мы вошли в зал, он был переполнен. Здоровая толпа – порядка 200 юношей и девушек, все в красных галстуках – весело тусовались и общались. Приглашенный лектор, варшавский бундист Йосеф Брумберг, депутат варшавского городского совета и заместитель директора санатория им. Медема, произнес старомодную пламенную речь против религии. Молодежь восторженно аплодировала. Митинг завершился исполнением гимна Бунда.

Столь агрессивное проявление «анти-клерикализма» казалось мне анахронизмом. По-видимому, присутствующие просто не осознали, что давно победили в этой войне. Я ушла с собрания столь же разочарованной и неудовлетворенной, как и из синагоги в Рош га-Шана.

Днем мы с друзьями совершили прогулку по берегам Вилии и Виленке и в парке вокруг Замковой горы. День выдался солнечный и теплый. Мы были не одни. Вокруг гуляли толпы – по крайней мере, так мне казалось – молодых евреев, пребывавших в веселом праздничном настроении. Судя по всему, это стало здесь своего рода «контртрадицией» вольнодумцев – проводить Грозные дни, гуляя по берегам виленских рек, вдали от еврейского квартала. Если погода позволяла, светские евреи, не переступавшие порог синагоги, собирались здесь, чтобы насладиться выходными.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments