о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Календарное. Грозные дни в СССР



Во-первых, как полагается, всех с новым еврейским годом и новым еврейским счастьем.

А во-вторых, по традиции, тиснули к праздникам ненольшую статейку. Целиком про все осенние праздники по-ссылке, здесь же - отрывок про Грозные дни. Для ненадолго отвлечься от готовки и вообще.

***

«Многие евреи, которые целый год не заглядывают в синагогу, устремляются в Йом Кипур в синагогу» – писал американский еврейский писатель Герман Вук. Это было справедливо и для советских евреев. Даже перейдя на некошерное питание и согласившись работать по субботам, многие из них все равно хотели провести Грозные дни (дни, начинающиеся Рош ѓа-Шана и заканчивающиеся Йом Кипуром, называются Грозные дни), «как подобает еврею».

Хотя Йом Кипур был обычным рабочим днем, некоторые евреи не выходили в этот день на работу. Дошло до того, что в 1921 году в Судный день не вышла газета «Дер Эмес», орган Евсекции ВКП(б). Год спустя, накануне Грозных дней, редакции даже пришлось опубликовать передовицу с объяснением прошлогоднего скандала: «В прошлом году часть наборщиков не вышла на работу в Грозные дни».

Когда в СССР появились еврейские колхозы, во многих из них в Грозные дни не работали. Так, в 1932 году газета «Апикойрес» («Безбожник») жаловалась, что в колхозе «Путь к социализму» в Хиславичах колхозники не вышли на работу в оба дня Рош ѓа-Шана, и вообще были счастливы, что после нескольких недель безуспешных поисков нашли кантора, который провел все богослужения. «В артели портных из 29 рабочих на работу вышло только шесть. Аналогичная ситуация в артели сапожников», – жаловалась газета.

Власти боролись с пережитками самыми разными способами. К примеру, в Биробиджане, как писал Виктор Финк («Евреи в тайге»), накануне Судного дня народ отправили на тяжелые лесные работы, так что перед постом никто толком не успел ни поесть, ни помыться. Тем не менее, импровизированная синагога была переполнена.

Перелом в борьбе с «предрассудком» произошел только в конце 30-х – начале 40-х, особенно после введения уголовной ответственности за опоздания и прогулы. Тем не менее, многие евреи в Грозные дни старались попасть в синагогу до или после работы. Идишский писатель Григорий Рабинков, активный участник антирелигиозных кампаний, приводил слова одного еврея: «Не тратьте понапрасну слова. Мы ведь как боевые кони: стоит протрубить трубе, и они скачут. Так и мы: когда наступают Рош ѓа-Шана и Йом Кипур, мы идем в синагогу, и никаких!»

С синагогами, впрочем, тоже дело обстояло непросто. После сталинских репрессий, Холокоста и хрущевских гонений на религию их осталось очень мало, во многих городах не было вовсе. В результате евреи, которым в Грозные дни хотелось помолиться как должно, нередко вынуждены были нарушать закон и собирать нелегальные миньяны в частных домах и квартирах. В результате богослужение порой заканчивалось приходом милиции, штрафами и конфискацией «вещественных доказательств»: ветхих молитвенников и талитов. Вот что пишет Батья Бар в книге мемуаров «Голос безмолвия»:

В 1950 году в Рош ѓа‐Шана мы собрали миньян из стариков в нашем подвале. У нас были две проблемы. Первая: как доставить свиток Торы из синагоги? Ведь все свитки, находившиеся там, были на учете у властей и их категорически запрещалось выносить. На наше счастье, среди участников миньяна оказался один, у которого был собственный небольшой свиток, который он возил с собой во всех своих странствиях во время войны и берег как зеницу ока. Вторая проблема была связана с исполнением заповеди трубить в этот день в шофар: как сделать это, не пробуждая любопытство соседей? Шофар у нас был небольшой, и я придумала вот что: в течение нескольких недель до Рош ѓа‐шана я бегала с ним по двору как с игрушечным музыкальным инструментом и трубила в него, чтобы три сотни жильцов нашего дома привыкли к этим звукам и не обращали на них внимания в праздник.

Вплоть до перестройки ситуация оставалась столь же печальной.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments