о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:

Current reading: крещение во имя революции



Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии. ("Я крестился по убеждению: был убежден, что лучше занимать место профессора в Петербурге, чем место меламеда в Эйшишках" (с)). Однако, читаючи роман Давыдова "Глухая пора листопада" (Судейкин, Дегаев, Тихомиров, вот это все), аз, многогрешный, наткнулся на, возможно, самую оригинальную причину, толкнувшую человека на смену вероисповедания

Речь о двух народовольцев, Михаила Шебалина и его супруги Прасковьи (Перль) Богораз, которой, собственно, и пришлось менять веру:

Заводя печатню, пришлось хлопотать не из одних типографских принадлежностей, но еще ради… таинства святого крещения. Хозяйка, супруга требовалась Шебалину, фиктивный брак: холостяк-то приметнее, одинокий да молодой – тут уж что-нибудь неспроста. Прасковья Богораз, студентка-бестужевка, вызвалась домовничать в конспиративной квартире. Однако незадача: Шебалин – православный, Богораз – иудейка. До крещения под венец не пойдешь. Подумали – вспомнили: жив в Питере протоиерей Брянцев, известный «снисходительностью». Толкнулись к протоиерею. Квартира роскошная, монастырщиной и не пахнет; вышел сам – гладкий, взором лукавец. Так, мол, и так, ваше высокопреподобие, докука вот какая. «Окрещу, – гудит свежим баском, – окрещу, но прежде обязан внушить невесте начатки святой нашей веры». И назначает «сеансы». Шебалин смекнул: церковное стяжанье – божье. Спросил прямодушно: «Сколько, ваше высокопреподобие, прикажете?» – «Нет, – воздыхает, – за крещение, сын мой, ничегошеньки не беру». – «Ах, батюшка, – не отстает Шебалин, – да ведь вам и венчать нас, а за венчанье известно…» – «Ну смотря какая свадьба, – гудит уж бодрее, – с паникадилом ежели, с певчими ежели…» – «Какие певчие, ваше высокопреподобие, не до певчих, мы люди небогатые». Прикинул протоиерей, отвечает: «Меньше четвертного никак нельзя, и чтоб документики, сударь, и свидетели, и оглашение». Шебалина – в пот: фу ты, оглашение еще! Взмолился: «Да вы сами и огласите, батюшка, а двадцать пять вот они, с полным нашим удовольствием». (Мановение ныряющей длани, и четвертной как истаял.) Увы, опять препон: он-де не вправе, в приходскую церковь обратитесь. Шебалин ушел, денег у него при себе больше не обнаружилось. Дегаев выручил, и на другую неделю «жених» добавил. Протоиерей смеялся: «Ха-ха-ха! Эка загорелось-то, ладно уж, и окрещу и обвенчаю…»

"Протоиерей Брянцев", o котором пишет Давыдов, это Брянцев Никандр Иванович О котором энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает следующее:

Прослужив около четырех лет по духовно-учебному ведомству, Брянцев, в начале февраля 1853 г., принял сан священника и был определен к Александро-Невской церкви Аничковского дворца, где и оставался до выхода в отставку, т. е. более тридцати лет. Особенно много трудов и времени посвятил Брянцев "Приюту для крещаемых и крещенных в православную веру еврейских детей". Этот приют вначале был частным учреждением, создавшимся по инициативе Марии Ноевны Бирч в шестидесятых годах XІX столетия и имевшим целью оказывать помощь крестившимся евреям, как детям, так и взрослым. В июне 1868 г., когда этим приютом заведовала Т. Б. Потемкина, последняя пригласила Брянцева "для непосредственного руководства в деле веры и нравственности, для сбора и расхода денег и для ведения других дел по обращению и устройству евреев, ищущих православия". Независимо от этого приюта, Брянцев еще с 1865 г. деятельно приготовлял евреев ко крещению, совершал само таинство и приискивал места или занятия новокрещенным. Устроив их материальное положение, Брянцев старался и в дальнейшем не терять их из вида и помогать, в случае надобности, из своих небольших средств. Всего за время своей жизни Брянцев обратил в православие до тысячи евреев.

Так что , дело, судя по всему, было не только и даже не столько в "снисходительности" означенного протоиерея. А в том, что дорожка к нему у петербургских евреев была проложена
Это предположение подтверждает обнаруженный в сети отрывок из воспоминаний самого Шебалина. Объясняющий, среди прочего, как наши революционеры могли узнать об этом варианте:

Так как Прасковья Федоровна была еврейкой, то ей до свадьбы предстояло выполнить еще одну довольно неприятную процедуру, именно крещение. В то время миссионером в Петербурге состоял протоиерей Б. У него легче всего, т. е. с меньшими формальностями, можно было креститься. Крестились от него очень многие студентки, вступившие в настоящий, а не фиктивный брак с христианами. Обратилась к нему и Прасковья Федоровна. Он начал ее просвещать «светом учения Христова», назначив для этого, кажется, один час в неделю.

Приходит однажды ко мне после сеанса у попа моя нареченная «невеста», явно взволнованная и сердитая. По ее словам, миссионер сильно ее угнетал молитвами, катехизисом и разного рода нравоучениями. Попросту, он привязывался к ней. Недовольный ее успехами, грозил оттянуть крещение довольно надолго, между тем шла пасхальная неделя, а после пасхи у нас решено было, повенчавшись, переселиться на новую квартиру и начать дело. Я тотчас же заподозрил в поведении почтенного протоиерея корыстные мотивы, но Прасковья Федоровна, совершенно не зная наших попов, запротестовала против такой догадки."


Но, как бы то ни было, крещение ради фиктивного брака и конспиративно-революционной деятельности - факт, безусловно, заслуживающий внимания. Хотя и не уникальный: через несколько лет по схожим революционным соображениям крестится брат Перль, Владимир Тан-Богораз, объяснивший свое решение следующим образом:

Мне случилось принять православие для целей революционных. Нужно было поселиться в Новочеркасске, а с еврейским паспортом это было невозможно. Моё погружение в православную купель произошло в 1885 году. Был я Натан Менделевич Богораз - стал Владимир Германович Богораз. Германович - по крёстному отцу, как тогда полагалось.

Интересно, были ли в истории революционного движения другие аналогичные случаи, с браком или без брака?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments