о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

С рабочего стола. Опасный волос. Об одной фобии времен Талмуда



Небольшой текст о талмудическом варианте легенды о vagina dentata.
Целиком по ссылке (на которую желательно кликнуть, поскольку это важно для проекта), самое интересное - ниже:

В Библии есть, по меньшей мере, две истории о том, как волосы погубили человека. В Книге Судей красавица Далила обрила богатыря-назорея Шимшона и тем самым лишила его силы. А в Книге Шмуэля рассказывается, как мятежный царевич Авшалом, проиграв решающую битву своему отцу Давиду, хотел бежать, но зацепился волосами за ветви дерева и повис.

Две истории о роковом волосе мы находим и в Талмуде. Первый сюжет был взят из Книги Судей. Речь идет о трагической истории «наложницы из Гивы», закончившейся гражданской войной и едва ли не полным истреблением одного из колен Израиля. Согласно Писанию, прологом к этой истории послужила ссора между левитом и его возлюбленной:

И было, в те дни, когда не было царя у Израиля, жил один левит в отдаленной части горы Эфраимовой. И взял он себе наложницу из Бейт-Лехема Иудейского. Наложница его поссорилась с ним, и ушла от него наложница его, и пошла от него в дом отца своего в Бейт-Лехем Иудейский, и пробыла там год и четыре месяца. (Шофтим, 19:1-2)

Писание не сообщает о том, что стало причиной ссоры. Мудрецы же (Гитин, 6б) высказывали на этот счет сразу две гипотезы:

Наложница его поссорилась с ним» (Шофтим, 19:2) – сказал рабби Авьятар: нашел муху [в своей тарелке], а рабби Йонатан сказал – нашел волос. Встретил затем Авьятар Элияѓу, и спросил его:
-Чем занят Святой, благословен Он?
Сказал тот:
-Занят наложницей из Гивы?
-И что говорит он?
– Сын мой Авьятар говорит так-то и так-то, а сын мой Йонатан говорит так-то и так-то.
Сказал рабби Авьятар:
– Могут ли быть сомнения у Пребывающего на Небесах?
Сказал тот:
-И то, и это – слова Бога Живого . Нашел он муху – и простил, нашел волос – и не простил.
Сказал рав Йеѓуда: нашел муху в пище, волос – в том самом месте . Муха была мерзкой, волос – опасным. Другие говорят – и то, и другое в пище: муха – не ее вина, волос – ее вина.


Поскольку муха оказалась в тарелке, мы могли бы предположить, что злополучный волос тоже был найден в кушанье. Однако мудрецы имели в виду другое:

Сказал рав Йеѓуда: нашел муху в пище, волос – в том самом месте.

Согласно Талмуду (Сангедрин, 21а), в те времена еврейские женщины тщательно уничтожали волосы на лобке и под мышками. (Так же, впрочем, поступали и гречанки). Поэтому мы могли бы предположить, что, увидев волос, левит почувствовал эстетическое отвращение. Однако мудрецы предлагают другое объяснение:

Муха была мерзкой, волос – опасным. Другие говорят – и то, и другое в пище: муха – не ее вина, волос – ее вина.

Какую же опасность мог представлять волос на лобке или во влагалище? Ответ на этот вопрос мы находим в трактате Сангедрин, 21, где обсуждается трагическая история Тамар, дочери царя Давида, изнасилованной братом Авшаломом:

И лег Амнон, и притворился больным, и пришел царь навестить его; и сказал: Амнон царю: пусть придет Тамар, сестра моя, и испечет при мне пару лепешек, и я поем из рук ее. И послал Давид к Тамар в дом сказать: пойди, прошу, в дом Амнона, брата твоего, и приготовь ему еду. И сказал Амнон Тамар: занеси кушанье в ту комнату, и я поем Из рук твоих. И взяла Тамар лепешки, которые приготовила, и принесла в комнату Амнону, брату своему. И (когда) она подавала ему есть, он схватил ее и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя…И одолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. И возненавидел ее Амнон чрезвычайною ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какою любил ее.

Почему, изнасиловав Тамар, Амнон ее возненавидел? Ответ на этот вопрос современный читатель наверняка стал бы искать ответ в области психологии. Однако мудрецы Талмуда рассуждали сугубо рационалистически:

«И возненавидел ее Амнон чрезвычайною ненавистью» – почему? Сказал рабби Ицхак: Волос обернулся у него [вокруг полового органа] и сделал его «с отрезанным детородным членом» . Так если у него обернулся волос, что она-то сделала? Значит, нужно сказать: она обернула ему волос и сделала его «с отрезанным детородным членом».

Иными словами, согласно Талмуду, за преступлением Амнона последовало немедленное и весьма суровое наказание.

Не могу судить, насколько реальна опасность быть оскопленным волосом. Однако, судя по процитированному отрывку из трактата Гитин, речь идет о реальной фобии того времени.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments