
Прочел в эти выходные "Неортодоксальную" Деборы Фельдман - сильно беллетризированные мемуары экс-хасидки, по которым был снят скандальный сериал (имеющий к первоисточники весьма опосредованное отношение и обязанный несколькими эпизодами исключительно буйной фантазии аффторки и ее соаффторок).
Книгу, увы, никому рекомендовать не могу. Для тех, кто в теме, новых фактов в ней нет; для тех, кто не в теме - есть гораздо более качественные мемуары, например, Шулема Дена. С литературной точки зрения написано, на мой вкус, откровенно слабо.Главная героиня раздражает бесконечным самолюбованием и
Ну и несколько моментов, вызвавших, так сказать, профессиональный интерес. Вот аффторка рассказывает об уроке в женской хасидской школе:
– Не только поистине праведной женщиной была Рахиль, жена Акивы, но еще и исключительно благонравной, до такой степени, что, – тут миссис Мейзлиш делает эффектную паузу, – однажды приколола юбку булавками к собственным икрам, чтобы та не поднималась на ветру и не открывала ее колени.
И тут аз, многогрешный, несколько прифигел. Ибо мало того, что такой истории о Рахиль не существует в природе,
Наши стражники поймали ее. Дьявол даже не сопротивлялся. Иначе и быть не могло. Стоит чистым дотронуться до нечистого, как он немедленно теряет всю дьявольскую силу свою. И вот наш приговор о дьяволе в образе иудейки: привязать ее длинные волосы к хвосту дикого коня. Пусть он несется по нашим улицам и тянет за собой девицу, посмевшую нарушить наш святой закон. Пусть кровь иудейки омоет камни, оскверненные ее ногами!»
Раздался неистовый вопль одобрения. Когда публика успокоилась, спросили девушку, какое будет ее последнее желание.
— Прошу несколько булавок, — ответила она.
— Она повредилась умом от страха, — сказал магистр.
— Нет! — спокойно ответила девушка. — Именно это мое последнее желание. Булавки!
Ее просьба была удовлетворена.
— Теперь привяжите ее, — распорядился магистр.
Стражники приволокли девушку и привязали ее черные длинные косы к хвосту дикого коня.
— Дайте дорогу! — крикнул магистр.
Поднялся страшный шум. Все ринулись к лошади: кто с кнутом, кто с нагайкой, а кто просто с платком.
Лица горели, глаза блестели. Никто в шуме не заметил, как осужденная приколола край платья к своим ногам, глубоко воткнув в них булавки. Девушка позаботилась, чтобы тело ее не заголилось, когда ее будут волочить по улицам города.
Хорошо зная о том, что представляет собой иудейский агитпром, аз, многогрешный, могу допусть, что училка действительно "перепутала с прямым углом". Но вот эпизод, который на училку уже списать невозможно:
Я купила Талмуд в переводе Шоттенштайна на прошлой неделе в магазине иудаики в Боро-Парке... На шестьдесят пятой странице раввины спорят о царе Давиде и его жене Батшеве, которую он заполучил нечестным способом, – эта таинственная библейская история всегда вызывала у меня интерес. Судя по тому, что тут написано, похоже, что Батшева уже была замужем, когда Давид положил на нее глаз, но царя так к ней влекло, что он намеренно отправил ее супруга Урию на линию фронта, где того убили, после чего Батшева могла снова вступить в брак. Когда Давид наконец женился на бедной Батшеве, он заглянул ей в глаза, увидел в них отражение своего греха и испытал отвращение. После этого он отказался вновь встречаться с Батшевой, и до конца своей жизни она жила в царском гареме, презираемая и позабыта
Не буду утверждать, что знаю все талмудические мидраши о Давиде и Вирсавии. (Хотя в свое время деятельно участвовал в проекте перевода талмудических текстов на русский язык). Тем не менее, мало того, что такой мидраш мне решительно не известен (да и как он мог появиться, если мудрецы хорошо знали, когда был зачат будущий царь Соломон) - в трактате Сангедрин, лист 22а, приводится прямо противоположная легенда, причем с такими подробностями, что преподавать ее в школе для
Что за [история с] Авишаг? Написано: «И состарился царь Давид, вошел в преклонные лета… И говорили ему слуги его: пусть поищут [для господина моего царя девственную отроковицу]…»; и написано: «И искали девицу красивую…»; и написано: «И была девица эта очень красива, и ухаживала она за царем, и прислуживала ему» (Млахим-I, 1:1-4). Сказала она ему:
- Женись на мне!
Ответил он:
- Ты запрещена мне .
Сказала она:
- Когда вору нечего [воровать], за честного себя выдает .
Сказал он: «Позовите ко мне Бат-Шеву» (там же, ст. 28). И написано: «И пришла Бат-Шева к царю в спальню» (там же, ст. 15). Сказал рав Йеѓуда, сказал Рав: Тогда Бат-Шева подтиралась тринадцатью платками.
Так что искренне недоумеваю - что это было?
Ну и пару мест хотелось бы проверить по оригиналу (он у меня даже есть, но, увы, в неудобных форматах). Поскольку если это переводчик, то и бог с ним. А вот если автор, то "ну, девочка, ну, еб твою мать":
Когда восемь дней Песаха минуют, и привычная еда возвращается в кухонные шкафчики, ничем больше не выстеленные, Зейде начинает исчисление омера: особый отсчет сорока девяти дней до Шавуота – праздника, который знаменует день, когда на горе Синай еврейскому народу была дарована Тора.
Я урвала себе местечко в переднем ряду сатмарской синагоги в ночь Симхат Тора...Внизу мужчины движутся по кругу в море своих молитвенных шалей ...
P.S. И еще одна история, в которую мне очень трудно поверить, поскольку дело происходит в Нью-Йорке, а не в пустыне:
Как-то в дождливую пятницу я лежу в кровати, в надцатый раз перечитывая «Чего ожидать, когда ждешь ребенка», и вдруг слышу, как Эли взволнованно что-то бормочет на кухне. Он говорит по телефону приглушенным, но встревоженным голосом. Интересно, о чем же там речь.
Когда он кладет трубку, я неспешно захожу в кухню и осторожно опускаюсь на стул.
– Кто звонил? – невинно интересуюсь я.
– Мой брат Хаскель. Ты же знаешь, он парамедик, член «Ацалы». У него был вызов перед шабатом, и, когда он добрался на место, мальчик был уже мертв.
– Мальчик? В каком смысле? Что случилось?
– Он сказал, что ему велели никому не рассказывать, но он позвонил мне, потому что, как он сам сказал, был травмирован. Он не знает, сможет ли сегодня уснуть.
– Почему? Что случилось? – Я выжидательно выпрямляюсь.
– Когда он туда приехал, отец показал ему на подвал, и там лежал мальчик в луже собственной крови. Его пенис был отрезан ножовкой, и горло тоже было перерезано. А отец его даже не был расстроен. Он сказал, что застукал сына за мастурбацией.
Я не сразу понимаю, где связь между событиями, которые описывает мне Эли.
– То есть он убил сына за мастурбацию? А потом позвонил в «Ацалу»? Я не понимаю!
– Нет! Не торопись с выводами. Хаскель сказал мне, что не знает точно, что там произошло. Он сказал, что соседи сообщили ему, что слышали громкую ссору в том доме. Когда он позвонил в диспетчерскую, ему велели отправляться домой и помалкивать, сказали, что обо всем позаботятся. Он сказал, что мальчика похоронили в течение получаса и даже не выписали на него свидетельство о смерти.
Американские друзья, что скажите, такое возможно вообще?