о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Current reading. Гиляровский, не испорченный либералами, или особенности посконного благочестия



Некто Кирилл Чуканов опубликовал сборник ранних, не переиздававшихся прежде статей Гиляровского. Который аз, многогрешный, решил почитать, и обнаружил следующее:

В 1883 году Гиляровский стал репортёром «Русских ведомостей» («Наша профессорская газета, – называла её либеральная интеллигенция. Крамольщики! – шипели черносотенцы. Орган революционеров, – определил департамент полиции (с)). - респектабельной либеральной газеты,
где печатались В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Г.И. Успенский, Л.Н. Толстой и многие другие знаменитости - и публиковал там там редкую по форме и содержанию тягомотину про недостатки городской канализации, образцовые бойни и прочие ВИП-похороны: "В этой зале возможно в день убить до 500 свиней; в ней поместятся 4 больших чана с горячей водой, для выпарки свиных туш, и большие столы при каждом чане, для отделки туш"; "На днях членами санитарной комиссии открыты были неправильно устроенные канализационные сети труб для спуска нечистот из нескольких владений"; "Заупокойную литургию и отпевание тела совершал местный священник о. Василий Шумов, при участии прекрасного хора певчих. В церкви, переполненной публикой, находились" и т.д., и т.п.

Зато до этого дядя Гиляй служил в бульварном «Московском листке» легендарного Николая Ивановича Пастухова, автора наиболее емкого политического кредо в истории российской журналистики. И писал там ярко, хлестко, так что до сих пор бывает смешно,

В общем, вот вам немного раннего, еще не испорченного либералами Гиляровского. В соответствии с традицией этого ЖЖ - на духовную тему.

В Черниговской губернии в селе Козле отстроили церковь. Церковь готова, нужно её отделывать, а в деньгах вышла заминка. Подумать есть о чём, но финансисты села Козёл не задумались и для получения верного ресурса на отделку храма решили на церковные деньги открыть кабак… Чтобы доход был вернее и обеспеченнее, решили продажу производить только на наличные деньги.

Не правда ли, выдумка хоть куда? Правда, сразу она и способна поразить своею как будто несообразностию, потому, как хотите, ради того, чтобы отделать храм, устроить кабак – чего, кажется, ещё несообразнее, но вглядевшись в дело и обсудив его хладнокровнее, невольно приходится решить, что оно и находчиво, и выгодно.

Значит, для души полезно, да и для кармана…


В общем, получается, что один высопоставленный современный клирик ничего нового не придумал. А только расширил и углУбил старинную церковную традицию.

Представьте себе двухэтажное здание, вверху которого помещается буфет, столы и стулья по стенам, площадка, на которой играет оркестр военной музыки, а посреди их вертящаяся огромная карусель (самокат), переполненная публикой. Тут на диванчиках особого устройства восседают «гости»: мужики, бурлаки, солдаты, обнимаясь с грязными пьяными проститутками и угощая их водкой прямо из бутылки… За вход сюда платится только 5 копеек, благодаря чему каждый вечер стекается масса простого народа.

Низ самоката сплошь весь занят маленькими номерами, в которых и помещаются проститутки, по несколько в одной комнате.

Самокатов на ярмарке два. Один из них Муртовский, содержится казанским купцом Чибинером, а второй называется самокатом «Травкина-Муравкина». Пошлых удовольствий здесь несравненно более, чем в первом. Страшно написать и трудно поверить!.. Содержится этот второй самокат богачом, владельцем многих домов и имений, костромским 1-й гильдии купцом Арсением Климовым Кудряшовым, который, кроме того, занимал, да и теперь, кажется, занимает высоко почётное место хранителя интересов церкви, словом, место церковного старосты в одной из церквей г. Костромы.

И этот-то почтенный ктитор вместо того, чтобы заботиться о нравственности других и собой показывать пример порядочности, сам развращает и растлевает народ нравственно и физически. Его притон – развитейший в России. Кроме самоката, имеется огромный трактир с безголосыми певицами, есть и турецкий жид-карлик, около аршина роста, упражняющийся на трапеции, пьющий пиво и именующий себя Абрамом Измайловичем. Ему 48 лет от роду. Посещающие самокат Кудряшова купцы заставляют этого карлика проделывать всевозможные штуки. За трактиром помещается сад, плохо освещённый, с павильоном для таких же безголосых певиц. В саду карманные кражи постоянны, он кишит жуликами… И посреди всего этого разврата расхаживает почтенный, с окладистой длинной русой бородой, сам Арсений Климович Кудряшов, с любовью посматривающий на дела рук своих.

Свежему человеку, никогда не бывавшему в этом самокатском аду, трудно и представить себе, что делается там: разгул достигает своего апогея под конец «гулянья», кончающегося в час ночи, когда полиция разгоняет почти силою народ с площадей. Самокаты и трактиры запираются, но оргии всё-таки продолжаются до утра, благодаря тому, что существуют так называемые «номера» и «квартиры». Это двухэтажные большие деревянные здания; в нижнем этаже находятся ренсковые погреба с продажей водок, а вверху квартиры массы проституток, где и происходят с утра и до утра ужасные, омерзительные оргии.

Ночью, после часу, когда полиция разгоняет народ с площадей и трактиров, вся гурьба под предводительством обитателей «квартир» направляется в них; двери запираются, и всю ночь идёт оргия, благо вина достать можно сколько угодно, так как внизу есть кабаки, соединённые внутренними лестницами с квартирами. Тут посетители опаиваются водкой и бессовестно обираются нарочно состоящими при содержательницах квартир служащими и выбрасываются часто раздетые донага на улицу.

****

Великим постом трое наших почтенных купцов – Фёдор Семёнович Шанин, Василий Архипович Бабаев и Пётр Иванович Конакин зашли в трактир Шварёва, встретили там семидесятилетнего старика, разорившегося купца г. Добычина, которого, напоив и угостив постными яствами (скоромного из них постом никто и в рот не брал), вздумали над ним потешиться, и вот что они с ним сделали. Насильно повалив его на пол, они вымазали горчицей бедному всё лицо и бороду, голову, затем посыпали перцем и, не удовлетворившись всем этим, приказали половому принести ножницы и остригли Добычину седую бороду. И такие «шалости» позволяет себе проделывать наше именитое купечество!!


Над стариком надругаться безбожно,
Чтобы хвалиться всем этим потом —
Это смешно.
Ну а скоромного съесть невозможно
Даже кусочка Великим постом —
Это грешно!..
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments