
Об израильской политике мы стараемся не писать. Однако поскольку в предстоящих выборах собирается участвовать партия, в программе которой - (частичное) изменение системы выборов с пропорциональной на мажоритарную, позволим себе вставить свои две копейки, тем более, что это даст законный повод еще раз процитировать любимых авторов.
Сколь помнится, мажоритарную систему придумали, когда правом избирать и быть избранными обладали исключительно джентельмены, согласные по всем основным вопросам, кроме таких сущих мелочей, как внешняя политика или таможенные тарифы. ("Он хотел отменить десять заповедей, уничтожить религию и цивилизацию, создавшую его, смыть честь и собственность, сообразные здравому смыслу, чтобы его страну опошлили вконец дикари с края света. Вот и все. А вы хладнокровно предполагаете, что пожилой ученый из Мандевиля закурит или даже чиркнет спичкой, когда он еще не допил свой портвейн!" (с)). Однако в начале ХХ века ее решили испробовать в принципиально другой среде - в стране, где бок о бок жили люди с очень разным укладом и убеждениями, порой не слишком любящие друг друга.
О том, что из этого вышло, нам расскажет непосредственный свидетель и участник - депутат государственной Думы Шульгин Василий Витальевич:
Поощренные относительным успехом своим в первой Думе, где польское коло насчитывало около сорока депутатов, польские помещики замыслили провести во вторую Государственную Думу гораздо больше своих представителей. После роспуска первой Государственной Думы в Варшаве собрался съезд. На него явились представители от всех губерний, где имеются поляки, то есть от всей Западной России, Литвы и Царства Польского. На съезде было постановлено: попытаться довести число депутатов поляков во второй Государственной Думе до максимального предела, с таким расчетом чтобы польское коло составило сто человек. Для этой цели везде, где поляки будут выбирать совместно с русскими, последних в Думу не пропускать.
В результате, правда, вышло наоборот: русские, сговорившись с чехами, создали блок против поляков (и примкнувших к ним евреев), и ни одного поляка в в Думу не пропустили. Однако это интересно только историкам. Нам же важно другое: в многонациональном и многоконфессиональном обществе при мажоритарной системе выборов
одни общины получают возможнисть оставлять другие вовсе без парламентского представительства.
Аналогичный случай имел место во время выборов в Литве. Свидетельствует другой очевидец и участник тогдашних электоральных баталий, Жаботинский Владимир Евгеньевич:
Ясно помню то впечатление тяжелого удара, какое произвел на виленских поляков исход тамошних выборов в первую Думу. У них были исторически-культурные притязания на старую Вильну, они считали ее в сфере своего влияния, они видели в ней арену своего соперничества с русской культурой — и вдруг оказалось, что город численно в руках не у поляков и не у русских, а у третьей группы и депутатом от Вильны прошел Шмарья Хаимов Левин, член сионистского комитета и проповедник местной синагоги Тагарас-Койдеш. Помню, как глубоко огорчены были тогда виленские поляки/.
Правда, нам могут возразить, что лишение определенных групп парламентского представительства - в данном случае не баг, а фича, поскольку ради этого все и задумывается. Но есть еще один нюанс. Вновь предоставим слово Жаботинскому:
Во время выборов печатались летучие листки: «Rodacy! Если от Варшавы пройдет еврей, поклянемся ничего не покупать у евреев!»...Г. Немоевский идет дальше и прямо грозит погромом.
А теперь, представим себе эту симфонии в наших палестинах. Когда, к примеру, на место от святого града Тиберии будут претендовать религиозный и светский. Или от святого града Акко - еврей и араб. В общем, если кому-то захотелось плеснуть бензина в наше мирное сосуществование, но ничего лучшего, чем мажорирные выборы, не придумаешь.
И мы еще не сказали о лучезарных перспективах джерримендеринг, которые откроются с введением новой системы. Равно как и о коррупции, когда избирателей будут скупать общинами, кварталами и населенными пунктами. В общем, не жизнь будет, а сплошная новая надежда.