о.Арониус
[Recent Entries][Archive][Friends][Profile]
09:11 am
[Link] |
Current reading. Вези меня, извозчик; а гиц ин паровоз
 Две, так сказать, "транспортные" истории из дочитанной книги Игоря Волгина "Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 года" (весьма интересной и прекрасно написанной. По случайному совпадению, героями обеих историй стали Николаи. В первом случае это был Николай Момбелли, активный участник кружка Петрашевского: Н. А. Момбелли описывает в своем уже известном нам дневнике любопытный случай, приключившийся с ним зимой 1844 года. Во втором часу ночи, возвращаясь из поздних гостей, автор дневника тихо брел по пустынному Загородному проспекту. Падал редкий снег. Элегически настроенный поручик думал "о суете мирской, о ничтожности нашего земного существования". Его высокие думы прервал одинокий извозчик, который "жалостливым тоном" стал умолять Момбелли, чтоб тот нанял его. Поручик указал назойливому вознице, что не нуждается в его услугах, ибо желает пройтись. Однако извозчик ("дюжий парень лет 18 или 19; ни бороды, ни усов не видно еще") не оставлял своих просьб. Он стал уверять потенциального седока, "что сделает для меня все, чего только пожелаю, что останусь им доволен, что он угодит уж мне и т. п.". Несколько удивленный Момбелли, "не поняв дела", естественно, поинтересовался, что молодой извозчик имеет в виду. После долгих экивоков (собеседник не желал подъезжать ближе) следует неожиданная (во всяком случае, для Момбелли) развязка: "Извозчик тоже остановил лошадь и с своего места с середины улицы произнес вполголоса следующую гнусную фразу: "Не хотите ли в ж...?"" "Подобная пакость,- замечает Момбелли,- сначала сильно поразила и рассердила меня". Но природная любознательность берет все-таки верх. Поручик вступает в беседу с необычным простолюдином (по имени Василий) и выясняет при этом, что "мужеложству научили его офицеры еще в деревне лет 5 назад, и они же посоветовали ему отправиться в Петербург промышлять этим товаром".Что подобным образом в Петербурге промышляли солдаты, аз, многогрешный, в свое время читал (правда, про более поздние времена). А вот про извизчиков как-то не доводилось. Кстати, тот же Волгин напомнил тот факт, который в свое время прошел мимо моего внимания, хотя "Записки из мертвого дома" я, разумеется, читал, причем в довольно зрелом возрасте - что другой член кружка петрашевцев стал первым, кто затронул в русской литературе одну тему. В "Записках из Мертвого дома" изображен "один молодой арестант, чрезвычайно хорошенький мальчик" - некто Сироткин. Он, как признается повествователь, возбудил в нем "особенное любопытство". "Глаза у него были голубые, черты правильные, личико чистенькое, нежное, волосы светло-русые". Сироткин кроток и инфантилен: не пьет, не играет в карты, ни с кем не ссорится, "глядит же на вас как десятилетний ребенок". При этом он любит полакомиться калачиком или пряничком; с удовольствием "показывает" себя в подаренной ему кем-то из его доброжелателей красной рубашке. "Ремесла он не имел никакого, но деньги добывал хоть понемногу, но часто". Над Сироткиным посмеивается (впрочем, весьма добродушно) вся каторга. При криках одобрения и с неподдельным талантом он исполняет женские роли в каторжном театре. "Очень мил",- говорит о нем повествователь тоном завзятого театрала: как будто речь идет о балеринах Мариинки.
Читателю сообщается, что людей, подобных Сироткину, было в остроге "человек до пятнадцати" и что, "если позволят обстоятельства", автор еще вернется ко "всей этой кучке". Но, судя по всему, обстоятельства не благоприятствовали. Слово "опущенные" еще не вошло в русский блатной язык. Да и в "официальной" литературе явление пока не описано. (В свою очередь "официальное" литературоведение тоже предпочло его не заметить. Даже К. Мочульский, который, по свидетельству современника, "прошел через тяжелый путь гомосексуализма", в своей зарубежной книге о Достоевском не затрагивает проблемы, хотя с теплотой отзывается о Сироткине.)
Каторжная проституция, преследуемая начальством, изображена в "Мертвом доме" не только в отталкивающих фигурах так называемых "суфлер" (как они именуются на острожном жаргоне) - Чекунды и Двугрошовой, но и в привлекательном образе того, с чьей помощью "любители прекрасного пола прибегают к другим средствам, совершенно безопасным".
Сироткин, "существо загадочное во многих отношениях",- прежде всего жертва: его место - в ряду "униженных и оскорбленных". Среди тех, кто пользуется его добротой (или, как выражается Достоевский, с ним "дружен"), встречаются существа не столько загадочные, сколько ужасные. "Мне иногда представлялось,- говорит рассказчик об одном из них,- что я вижу перед собой огромного, исполинского паука, с человека величиною". Этот "исполинский паук" (насекомое, которое у Достоевского - символ жестокого сладострастия) - татарин Газин, в чьем портрете отчетливо различимы черты сексуального маньяка, точнее - садиста-педофила. "Рассказывали тоже про него, что он любил прежде резать маленьких детей, единственно из удовольствия: заведет ребенка куда-нибудь в удобное место; сначала напугает его, измучает и, уже вполне насладившись ужасом и трепетом бедной маленькой жертвы, зарежет ее тихо, медленно, с наслаждением". Кстати, писал ли об этом до революции кто-то еще? По крайней мере, Чехов и Дорошевич, побывавшие на Сахалине, этой темы, сколь помнится, не затронули, хотя о женской проституции писали много. Ну а вторая история произошла с самим государем Николаем Павловичем, во время торжественного открытия железной дороги Петербург-Москва: При переезде через речку Веребье, там, где самый внушительный из мостов достигал двухсот семидесяти пяти саженей в длину, граф Петр Андреевич задумал устроить показательный смотр. Сановная публика (а в поезде находилась по преимуществу таковая) столпилась у края насыпи, сооруженной по всем правилам строительного искусства. Император взмахнул платком. Но, к изумлению свиты (и ужасу графа), исходивший паром локомотив так и не смог тронуться с места. Происшествие оказалось чисто национального свойства. Желая потрафить начальству, дорожный мастер решил превозмочь самою натуру. Он выкрасил неприглядные с его точки зрения (а проще говоря, ржавые) рельсы масляной краской: она еще не успела просохнуть. Эстетика вступила в неравный спор с силами трения и, как водится, победила. Колеса не сделали ни одного оборота.. До Крымской войны оставалось всего несколько лет. Пы. Сы. Немного музыки в тему:
|
| |
| Hello! LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История, Литература. If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system. Frank, LJ Team О да!
Хотя я, в данном случае, имел в виду именно тюремную тему. From: | (Anonymous) |
Date: | December 15th, 2020 08:25 am (UTC) |
---|
| | Тянитолкай | (Link) |
|
Россия движется в Европу, А ямщику пердячим паром Шибает в нос. И вот вопрос? ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/51117682/7291062) | From: | xgrbml |
Date: | December 15th, 2020 10:32 am (UTC) |
---|
| | | (Link) |
|
Техническое: после амперсендов уберите точки с запятой, станет лучше.
Edited at 2020-12-15 10:33 am (UTC) Какой-то непонятный сбой. Спасибо, исправил. ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/79605138/1935431) | From: | kouzdra |
Date: | December 15th, 2020 02:20 pm (UTC) |
---|
| | "Ваша дорога жидовская" | (Link) |
|
Есть еще известный мемуар Витте про российский и не только архетип: Вследствие этого, когда я вернулся из Фастова в Киев, я тотчас же написал рапорт министру путей сообщения, в котором объяснил, каким образом совершалось движение по дороге; что я не имел мужества остановить поезд, так как не хотел произвести скандала, но что я считаю такое движение немыслимым, невозможным. Я представил расчеты, из которых было ясно, что при наших русских путях с сравнительно легкими рельсами, потому что у нас в то время рельсы были обыкновенно от 22 до 24 фунт. в погон, фут, а заграницей в то время были от 28-30 и более фунт. в погон, фут, при наших деревянных шпалах, тогда как заграницей — металлические шпалы, при нашем балласте, — у нас балласт песочный, тогда как заграницей почти везде балласт из щебенки, — путь естественно является неустойчивым. Быстрое движение, при двух товарных паровозах, с таким тяжелым поездом, так расшатывает путь, что поезд может вышибить рельсы, вследствие чего может потерпеть крушение. Я писал в рапорте, что принимать на себя ответственность за движение императорского поезда при таких условиях я более не намерен и поэтому прошу при обратном движении поезда, когда Государь будет возвращаться из Елизаветграда через Юго-Западные жел. дор. — от Фастова до Ковеля увеличить число часов езды на Юго-Западной дороге (кажется, я требовал увеличить время на три часа). Я требовал, чтобы расписание изменили, а в противном случае, — писал я, — вести императорский поезд я не буду.
На это я получил следующий ответ телеграммой; что в виду моего такого категорического заявления, министр путей сообщения приказал переделать расписание и увеличить время хода поезда на три часа. ... Когда я входил на станцию, то заметил, что все на меня косятся: министр путей сообщения косится и гр. Воронцов-Дашков, ехавший в этом поезде, который был так близок с моими родными и знал меня с детства, — он также делает вид, что как будто бы меня совсем не знает.
Наконец, подходит ко мне генерал-адъютант Черевин и говорит: Государь Император приказал Вам передать, что Он очень недоволен ездою по Юго-Западным ж. д. — Не успел сказать мне это Черевин, как вышел сам Император, который слышал, как мне Черевин это передает. Тогда я старался объяснить Черевину то, что уже объяснял министру путей сообщения. В это время Государь обращается ко мне и говорит:
— Да что Вы говорите. Я на других дорогах езжу, и никто мне не уменьшает скорость, а на Вашей дорог нельзя ехать, просто потому что Ваша дорога жидовская.
(Это намек на то, что председателем правления был еврей Блиох.)
Конечно, на эти слова я Императору ничего не ответил, смолчал. Затем сейчас же по этому предмету вступил со мною в разговор министр путей сообщения, который проводил ту же самую мысль как Император Александр III. Конечно, он не говорил, что дорога жидовская, а просто заявил, что эта дорога находится не в порядке, вследствие чего ехать скоро нельзя. И в доказательство правильности своего мнения говорит:
— А на других дорогах ездим же мы с такою скоростью, и никто никогда не осмелился требовать, чтобы Государя везли в меньшею скоростью.
Тогда я не выдержал и сказал министру путей сообщения:
— Знаете, Ваше Высокопревосходительство, пускай делают другие, как хотят, а я Государю голову ломать не хочу, потому что кончится это тем, что Вы таким образом Государю голову сломаете.
Edited at 2020-12-15 02:21 pm (UTC)![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/47330486/10408983) | From: | idelsong |
Date: | December 17th, 2020 05:18 pm (UTC) |
---|
| | RE: Вы таким образом Государю голову сломаете. | (Link) |
|
Именно благодаря этой катастрофе Витте сделал головокружительную карьеру. ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/2820942/665390) | From: | o_aronius |
Date: | December 18th, 2020 09:57 am (UTC) |
---|
| | Re: Вы таким образом Государю голову сломаете. | (Link) |
|
Отличный, кстати, повод для конспиративной теории. Даже странно, что никто из нынешних конспиролухов до сих пор не додумался. ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/47330486/10408983) | From: | idelsong |
Date: | December 18th, 2020 10:46 am (UTC) |
---|
| | Re: Вы таким образом Государю голову сломаете. | (Link) |
|
Я, кстати, совершенно уверен, что почечная болезнь, которая началась после аварии и через несколько лет свела Александра III в могилу - следствие crush-синдрома после того, как он долго держал на спине тяжелую крышу вагона. Тогда не знали о том, что сжатие тканей губит почки. ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/2820942/665390) | From: | o_aronius |
Date: | December 18th, 2020 11:41 am (UTC) |
---|
| | Re: Вы таким образом Государю голову сломаете. | (Link) |
|
Тогдашние врачи эту версию отвергали. Возможно, действительно не знали. Высказывалось мнение, что Александр III особенно надорвал свой организм из-за чрезмерных усилий 17 октября 1888 г. во время крушения поезда в Борках, когда поддерживал своими руками крышу вагона, в котором находилась почти вся его семья. Говорили, что при падении дна вагона «государь получил ушиб в почки». Однако «по поводу этого предположения… профессор Захарьин высказался скептически, так как, по его будто бы мнению, последствия такого ушиба, если он был, проявлялись бы раньше, ибо катастрофа в Борках имела место пять лет до обнаружившейся болезни»![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/47330486/10408983) | From: | idelsong |
Date: | December 18th, 2020 12:04 pm (UTC) |
---|
| | Re: Вы таким образом Государю голову сломаете. | (Link) |
|
Там механизм другой, его действительно не знали не только в 19 в., но и до 1940 гг. Детально это описано после бомбардировок Лондона. При сдавливании тканей из клеток выдавливаются внутриклеточные белки, особенно миоглобин, который меньшего размера, чем белки плазмы крови. Он фильтруются через гломерулы и забивают их.
В острой форме это происходит быстро. В наше время это знают, и, когда вынимают людей из-под завалов, делают им плазмаферез, чтобы сразу убрать выдавленные белки. В данном случае это было не сразу, а через 5 лет, точнее, через 5 лет стали проявляться симпомы поражения почек. В наше время, возможно, заметили бы раньше. Т.е. это следствие не удара по почкам, а сдавления мышц в любом другом месте. В "Очерках бурсы" есть некий Катька, но подробности не приводятся. Вечер закончился блистательным скандалом. Тавля женился на Катьке. Достали свеч, купили пряников и леденцов, выбрали поезжан и поехали за Катькой в Камчатку. Здесь невеста, недурной мальчик лет четырнадцати, сидела одетая во что-то вроде импровизированного капота; голова была повязана платком по-бабьи, щеки ее были нарумянены линючей красной бумажкой от леденца. Поезжане, наряженные мужчинами и бабами, вместе с Тавлей отправились к невесте, а от ней к печке, которую Тавля заставил принять на себя роль церкви. Явились попы, дьяконы и дьяки, зажгли свечи, началось венчанье с пением «Исайе, ликуй!» Гороблагодатский отломал апостол, закричав во всю глотку на конце: «А жена да боится своего мужа». Тавля поцеловал у печки богом данную ему сожительницу. После того поезд направился опять в Камчатку, где и начался великий пир и столованье. Здесь гостям подавались леденцы, пряники, толокно, моченый горох, и даже часть украденного Аксюткою хлеба шла в угощение поезжан и молодых. Поднялись пляски и пенье. В конец занятных часов появилась и святая мать-сивуха. На другой день через фискалов все известно было инспектору, и последовало румяненье тех мест, откуда у бурсаков растут ноги.
Да, ту, конечно, открываются просторы. :) ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/47330486/10408983) | From: | idelsong |
Date: | December 17th, 2020 05:20 pm (UTC) |
---|
| | | (Link) |
|
|
|