
Судя по ленте, елкосрач в этом году стартовал, не дожидаясь Хануки. А у нас как раз соответствующий лытдыбр подоспел.
Некоторое время назад получаю заказ от либеральных американских иудеев: придумать тему лекции, отвечающую некому формальному требованию. Причем, поскольку платят за это гроши, тема должна быть такой, чтобы подготовка не требовала излишних поисков.
Думали мы, думали - и придумали: "Евреи и рождественская елка".
Вскоре получаем мейл от заказчиков: про что вы будете говорить, неужели вот прямо про это?
Отвечаем: ну, как бы, да.
Заказчик: надо подумать.
Думает день, думает два, три думает... Сроки уже поджимают. Понимая, чем вызваны эти мучительные раздумья, и не желая что-то импровизировать в последний момент, пишем: ОК, меняем название, пусть будет "Евреи и спорные символы".
Заказчик счастлив, как жучка на помойке, и идет докладывать наверх. Мы выдыхаем - и тут приходит новый мейл, от самого главного:
- Елку оставить! Название должно быть провокативным!
Отлично, говорим мы, кто бы спорил, а мы не будем. И уже почти совсем расслабляемся, но тут приходит официально утвержденное расписание, и в нем значится:
- ЕВРЕИ И СПОРНЫЕ СИМВОЛЫ.
Думаю, не надо объяснять, какую довлатовскую цитату мы вспоминали все это время:
"Однажды Ларри Швейцер появился в редакции недовольный и злой. Он спросил: "Зачем вы, ребята, упоминаете свинину? Еврейским читателям это неприятно".
Я не понял. Ларри развернул последний номер газеты. Ткнул пальцем в экономический обзор, написанный Зарецким. Речь шла о хозяйственных проблемах в Союзе. В частности, об уменьшении
производства свинины...
"Ларри, -- говорю, -- это же статья на хозяйственную тему! "
Швейцер рассердился: "Упоминать свинину запрещается. Замените ее фаршированной рыбой."
P. S. И это, разумеется, был не первый случай, когда работа на ниве еврейского просвещения позволила вспомнить любимого автора. Много лет назад делали мы с
Через пару дней приходит отзыв от заказчика (за давностью лет воспроизвожу по памяти):
- В еврейских учебных пособиях нужно следовать принципу: сначала приводятся еврейские источники, потом нееврейские!
Помнится,
- Вы перечисляете страны...
- Разве нельзя?
- Можно и нужно. Дело в том, к а к вы их перечисляете. В какой очередности. Там идут Венгрия, ГДР, Дания, затем - Польша, СССР, ФРГ...
- Естественно, по алфавиту.
- Это же внеклассовый подход, - застонал Туронок, - существует железная очередность. Демократические страны - вперед! Затем - нейтральные государства. И, наконец, - участники блока...