
Конфессиональное. Очередная, миллион первая иллюстрация, какой огромный исторический и социологический интерес могут представлять, казалось бы, чисто религиозные тексты.
В современном иудаизме главным символом еврейской субботы, безусловно, являются субботние свечи, которым приписывается не только эстетическое, но и духовное и воспитательное значение. Достаточно сказать, что именно зажигание субботних свечей (а не, скажем, кидуш или трапезу) последний Любавический ребе выбрал объектом одной из своих кампаний.
Еще один важный субботний символ - традиционные халы. Причем, опять-таки, не только эстетический, но и магическо-теургический: с помощью манипуляций в халами в современном иудаизме и беременеют, и лечатся, и еще бог знает что, и все это очень популярно.
К чему я все это? А вот к чему: как мы уже писали, в настоящий момент аз, многогрешный, работаю с текстом некогда малочисленной хасидской секты (краткое изложение идей отцов-основателей для простых людей). Где есть огромная глава, посвященная субботе. В которой ни о свечах, ни о халах не сказано вообще ни слова!
И это совершенно естественно и неудивительно. Поскольку - кто зажигает свечи и печет халы? Правильно, женщины. Соответственно, эти бабские дела авторов книги решительно не интересуют: во всем трактате (500 с лишним страниц) женщина в качестве субъекта религиозной жизни не упоминается вообще ни разу. Даже в главе про микву, хотя, казалось бы...
Понятно, что это вещи известные и, в общем, очевидные. Но все равно, когда видишь это с такой наглядностью...