о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Могила без креста, или судьба советского еврея



Из комментариев в одном из многочисленных обсуждений фотографий с крестами и тфилинами.

Михаил Михайлович, насколько можно судить по его текстам, интервью и публичным выступлениям (лично я его, разумеется, не знал), был типичным советским евреем. Т.е. человеком русской культуры. Испытывавшим какие-то еврейские сантименты, но явно не придавшим им слишком большого значения. Не отрекавшимся и не скрывавшим своего еврейства, всегда готовым над ним пошутить, но и не слишком его педалировавшим, поскольку см. пункты 1 и 2.

Но самое главное - его еврейство никогда не было частным делом: говоря языком Вайля и Гениса, у него практически не было возможности "самому выбирать – где, когда и с кем быть евреем".

Поскольку за любого советского еврея это решали регулярно (прежде всего, при заполнении любых документов). И нередко - в контексте, что ему можно, а что не можно делать.

Так что посмерную история с могилой, фотографиями и бурлениями можно, полагаю, считать совершенно логичным завершением такой биографии.

Ну и еще о тех же обсуждений - в очередной раз "порадовало" совершенно атеистическое восприятие религии, присущее весьма многим евреям, в том числе называющих себя религиозными. А так же в стопицотый раз прозвучавший тезис, что "религия и национальность неотделимы" - хотя уже скоро полтора века, как это не совсем так и даже совсем не так, причем кому же, как ни русским евреям, это знать лучше других.
Но об этом, кажется, мы писали уже много раз, до научной статьи включительно.

P.S. На всякий случай, не надо писать, что крест на могиле Волчек. Все уже в курсе. :)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments