о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:

С рабочего стола. Раввин-лютеранин



По наводке уважаемого lkitross обнаружили и утилизировали потрясающую историю об Олафе Герхарде (Гергарде) Тиксене (1734 -1815), известном в свое время гебраисте, востоковеде и нумизмате.

Вся статья по ссылке (традиционная просьба кликнуть, для проекта это важно). Здесь жи - вишенка на торте, ради которой все было затеяно.

В середине XVIII века даяном (религиозным судьей) еврейской общины маленького немецкого городка Кирххайм был некто рабби Моше бен Цви-Гирш Лифшиц, о котором больше ничего не известно. И этот раввин, по-видимому, впечатленный познаниями Тиксена в Талмуде и другой религиозной литературе, выдал ему диплом хавера, т.е. раввина!

Рекомендательное письмо рабби Лифшица сохранилось до наших дней, и было опубликовано др. Шнайером Лейманом (Shnayer Z. Leiman). Написанное в традиционном цветастом стиле, оно звучит так:

Тиксен далеко отъехал от родного дома, двигаясь от силы к силе, из йешивы к йешиве, прислуживая великим мудрецам своего народа, и служа Всевышнему с помощью казуистики (пилпуль) и логических рассуждений. Он приятный юноша, этот замечательный Олаф Герхарт Тиксен из Хольштейна. Побывал он и в моей общине. Увидев его, я возликовал. И хотя, по грехам нашим, он не обрезан, он пил воду из глубоких источников мудрости наших мудрецов, благословенной памяти. Поэтому, в соответствии с заповедью «Возлюби ближнего своего, как самого себя», я решил короновать его и сделать раввином, ибо это Тора, и такова награда свыше, чтобы отныне его величали титулом

Хавер р. Тиксен


во всех вопросах, касающихся святости.

Первый день недели, 26 день счета омера, 519 год (не считая тысяч) от сотворения мира, недельная глава «Вот слова, которые говорил Моше».

Моше, сын рабби Цви-Гирша Лифшица, да хранит его Оплот, даян святой общины Кирххайма в Гессе.


Датировка письма вызывает несколько вопросов. В 1759 году 26-й день счета омера (11 ияра) пришелся на вторник (8 мая), а не на воскресенье. Кроме того, на той неделе в синагогах читали другую главу, Эмор. Вторая «ошибка», впрочем, легко объясняется: еврейские авторы очень любили игру слов, связанную с библейскими стихами и аллюзиями, поэтому рабби Моше Лифшиц не устоял перед соблазном процитировать стих «Вот слова, которые говорил Моше», ставший как бы еще одним подтверждением его подписи. Первую ошибку объяснить труднее. Однако в любом случае исследователи не сомневаются в подлинности этого документа.

Еще раз напомним, что Тиксен был убежденным лютеранином. Да и рабби Лифшиц не питал никаких иллюзий относительно его происхождения, называя его «необрезанным». (Поэтому утверждение русской Википедии, что он был «христианином еврейского происхождения», звучит очень странно, тем более, что в качестве источника указана Энциклопедия Брокгауза и Ефрона – где о еврействе Олафа Герхарда ничего не сказано!).

Зачем христианскому ученому понадобился диплом раввина? (Чтобы успешнее вести миссионерскую пропаганду?) И зачем уважаемый раввин выдал ему такой документ? (Может быть, в качестве дружеской шутки?) Ответов на эти вопросы, к сожалению, нет. Однако, как заметил др. Эдвард Рейхман, поскольку раввин это, в том числе, наставник и учитель еврейской молодежи, лютеранин Олаф Герхард Тиксен оказался вполне достоин этого звания.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments