Очередная иллюстрация очевидного, в общем-то, тезиса, что даже сугубо религиозный текст можно правильно понять только в историческом контексте.
Как известно, еврейское религиозное и общинное руководство издревле противилось и считало страшным грехом обращение в нееврейские судебные инстанции, настаивая, чтобы все тяжбы между евреями разбирались исключительно еврейскими судами, раввинскими или третейскими. Причин для этого было много и разных, начиная от желания сохранить автономию общины и оградить ее от внешних вмешательст, и заканчивая борьбой за власть и нежелания предавать гласности некоторые вещи. (Например, в Российской империи, где практически любой кагал, в силу обстоятельств, был преступным сообществом в буквальном смысле этого слова). Нарушителей этого запрета считали доносчиками (мойсер), и оодвергали различным карам, от отлучения до убийства включительно.
Разумеется, на практике этот запрет нарушался едва ли не столько же, сколько существовал. Однако на днях аз, многогрешный, работая над одним проектом, обнаружил воистину уникальный документ - заявление уважаемого раввина, который, в определенных обстоятельствах, считал жалобу в нееврейский суд ЗАПОВЕДЬЮ! (Равно как и взятки, чтобы победить в судебном процессе).
Вот этот текст:
Нередко люди страдают из-за преследований нечестивцев, отрицающих истину и не пускающих его к источникам святости. Это происходит, когда злодеи ополчаются на достойных людей, делают их жизнь горькой и смущают их своими преследованиями, чтобы отвратить их от путей истины и Торы. Эти достойные люди не могут спастись от преследований, кроме как обратившись в нееврейские суды. И это – величайшая заповедь: победить и сокрушить злодеев с помощью нееврейских судов, т.е. с помощью нееврейских властителей и властей.
Еще одна важная заповедь – не жалеть денег, чтобы победить и сокрушить злодеев в нееврейских судах. Благодаря этому суды восходят к святости из «шелухи» и «другой стороны» - т.е. исправляются и очищаются святые раввинские суды Израиля, которые начинают судить строго по Торе, без злоупотреблений и обмана. И разъясняется в святых книгах, что Святой, благословен Он, порой устраивает так, что злодеи и противники, не признающие истину, ополчаются на достойных людей, которые не могут победить их иначе, как обратившись в нееврейские суды – именно для того, чтобы в результате исправились и очистились суды Израиля.
Полагаю, знающим еврейскую историю будет очень легко догадаться, к какому направлению принадлежали раввины, придерживавшиеся столь революционного образа мыслей. :)