В последние дни на святой земле было две новости, вызвавших оживление и бурление. Но если один скандал (о "рoдителях 1 и 2") был ожидаем и предсказуем, то второй, в связи с решением МО и армейского раввината, стал неожиданностью, и даже побудил меня на некий ликбез, который аз, многогрешный, решил поместить и здесь, дабы заодно разнообразить вам ленту.
1. То, что погибших солдат одной армии хоронят на разных кладбищах, или на разных участков кладбища - практика абсолютно нормальная и повсеместная. Именно так, к примеру, устроено польское воинское кладбище на Монте-Кассино (на фото), где есть птдельный участок для еврейских солдат. Так же было на московском Братском кладбище, где хоронили погибших в 1 Мировую войну ("В центральной части хоронили погибших православных воинов. Существовали также католический, иудейский и магометанский секторы"). И т.д.
2. Уникальная проблема на израильских воинских кладбищах связана с тем, что в Израиле есть немало граждан, в том числе солдат, которые не принадлежат ни к одной конфессии (поэтому их нельзя похоронить на мусульманских или христианских кладбищах, где хоронят погибших солдат-христиан или мусульман), считающих себя частью еврейского коллектива.
В еврейском религиозном праве (галахе) для таких ситуаций есть решение: хоронить на еврейском кладбище, но на отдельном участке. (Или физически отделить могилу от еврейских). Но поскольку, как уже было сказано, речь часто идет о людях, считавших себя частью еврейского коллектива, такое решение вызывает вполне понятные и объяснимые протесты и требования найти другое решение.
3. И вот тут самое главное. Исторически израильские воинские кладбища являются еврейскими (иудейскими). Среди прочих, там похоронено немало людей, которым было важно, чтобы их похоронили в соответствии с еврейским законом. Аналогичным образом, многие роственники павших в свое время согласились, чтобы их близких похоронили на этих кладбищах, только потому, что им гарантировали еврейские похороны.
Соответственно, любое изменение статус кво на существующих военных кладбищах должно соответствовать еврейскому религиозному законодательству. В противном случае это будет нарушением принципа свободы совести по отношению к части павших солдат и их родственников.
Похоже, армейский раввинат такое решение, позволяющее хоронить солдат, не являющихся евреями по галахе, рядом с их еврейскими товарищами, наконец-то нашел. За что ему честь и хвала.
4. В ходе обсуждений звучали предложения о "секуляризации" существующих армейских кладбищ, и/или создании новых "гражданских". Нетрудно догадаться, что в таком случае более традиционные семьи откажутся хоронить там павших близких.
Требовать, чтобы воевавших вместе хоронили вместе, но чтобы при этом религиозных солдат хоронили отдельно - как говориться, либо крестик, либо трусы.
5. Ну и, конечно, отдельно доставили ссылки на еврейских бабушек, которых в странах исхода похоронили "на русском кладбище". Действительно, были такие прецеденты: например, в Александро-Невской лавре есть несколько могил с не оставляющими сомнения именами:
Однако все мы помним, как и почему это стало возможным. И как-то, пожалуй, не хотим повторения опыта.
P. S. Как справедливо заметил уважаемый nomen_nescio, аналогичный случай имел место еще в XVII веке. Причем решение принял высший авторитет в своей стране!
— Что происходит там по поводу смерти Мольера?
— Государь, — ответил Шанваллон, — закон запрещает хоронить его на освященной земле.
— А на сколько вглубь простирается освященная земля? — спросил король.
— На четыре фута, ваше величество, — ответил архиепископ.
— Благоволите, архиепископ, похоронить его на глубине пятого фута, — сказал Людовик, — но похороните непременно.(s)
Так что израильским капелланам будет на кого сослаться. :)