Listens: Евгений Онегин (Квечень, Дунаев, Кочерга)

Пропавший Йоська: политкорректность XIX и ХХ века



Неожиданно узнал, что комедия Михаила Старицкого "За двома зайцями" дважды становилась жертвой политкорректности.

Второй раз это произошло в замечательном фильме "За двумя зайцами" (ИМХО, одна из немногих несомненных удач студии Довженко). Фильм, как мы помним, заканчивается практически "альфонс-погромом". (Разумеется, устроенным не Бундом, а украинскими пролетариями):



Однако, как выяснилось, в оригинальной пьесе Старицкого конец совершенно другой. Практически гоголевский, но с нюансом:

ВИХІД XV

(Ті ж, ж и д і к в а р т а л ь н и й.)

Ж и д. Ай, гвулт! Фарфал! Беріть його —он тамечки шарлатан, мошенник!

К в а р т а л ь н и й. Пожалуйте в часть!

(Всі остовпіли, Г о л о х в о с т и й опустив циліндра.)

(Картина)

(Завіса).


Первый же раз пьесу еще в XIX веке причесал Александр Островски, переводившим ее на русский.
У Старицкого, к примеру, Голохвастов говорит:

Од­на­че мо­гу ска­зать, що мінє хвор­ту­нить: де ж - Про­ня аж пи­щить за ме­не; Сірки старі не зна­ють, де й по­садити зя­тя; бо­яв­ся жи­да - не тольки укоськав, но і об­дер

А в переводе Островского читаем:

Однако могу сказать, что мне фортунит: куда там, Проня аж пищит до меня, старые Серки не знают, где и посадить зятя; боялся Иоськи, - не только уломал, но и ободрал: заказал храчную пару, цепочку купил, завтра и венчание.

У Старицкого:

Степан. Який він ба­га­тий? Шар­ла­тан! Йо­го оце Йось­ка-жид мав у тюр­му по­са­ди­ти.

У Островского:

С т е п а н. Какой он богатый? Шарлатан. Его тут Иоська чуть в тюрьму не засадил.

Следующий же отрывок у Островского и вовсе исчез:

Тут осо­бен­но Йо­сь­ка єсть; дак та­ке уїдли­ве, кля­те, што ніяким хви­со­ном йо­го не обійдеш. Де зди­бав, то й да­вай гроші, то й да­вай! Ну, де ж я тобі візьму, ко­ли не­має! А він, дур­ний, од­но: да­вай, та й годі, вер­тай, що брав! Ну, што он? Ка­коє по­нятіе імієт? Ска­за­но, жид!

Почему это было сделано в обоих случаях, думаю, понятно. Что же до советского фильма, товызывает антирес и такой истчо разрез: по нынешним прогрессивным нравам, что считается большим преступлением: появление стериотипного ростовщика в пьесе Старицкого - или его исчезновение в советской картине?