о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

Пропавший Йоська: политкорректность XIX и ХХ века



Неожиданно узнал, что комедия Михаила Старицкого "За двома зайцями" дважды становилась жертвой политкорректности.

Второй раз это произошло в замечательном фильме "За двумя зайцами" (ИМХО, одна из немногих несомненных удач студии Довженко). Фильм, как мы помним, заканчивается практически "альфонс-погромом". (Разумеется, устроенным не Бундом, а украинскими пролетариями):



Однако, как выяснилось, в оригинальной пьесе Старицкого конец совершенно другой. Практически гоголевский, но с нюансом:

ВИХІД XV

(Ті ж, ж и д і к в а р т а л ь н и й.)

Ж и д. Ай, гвулт! Фарфал! Беріть його —он тамечки шарлатан, мошенник!

К в а р т а л ь н и й. Пожалуйте в часть!

(Всі остовпіли, Г о л о х в о с т и й опустив циліндра.)

(Картина)

(Завіса).


Первый же раз пьесу еще в XIX веке причесал Александр Островски, переводившим ее на русский.
У Старицкого, к примеру, Голохвастов говорит:

Од­на­че мо­гу ска­зать, що мінє хвор­ту­нить: де ж - Про­ня аж пи­щить за ме­не; Сірки старі не зна­ють, де й по­садити зя­тя; бо­яв­ся жи­да - не тольки укоськав, но і об­дер

А в переводе Островского читаем:

Однако могу сказать, что мне фортунит: куда там, Проня аж пищит до меня, старые Серки не знают, где и посадить зятя; боялся Иоськи, - не только уломал, но и ободрал: заказал храчную пару, цепочку купил, завтра и венчание.

У Старицкого:

Степан. Який він ба­га­тий? Шар­ла­тан! Йо­го оце Йось­ка-жид мав у тюр­му по­са­ди­ти.

У Островского:

С т е п а н. Какой он богатый? Шарлатан. Его тут Иоська чуть в тюрьму не засадил.

Следующий же отрывок у Островского и вовсе исчез:

Тут осо­бен­но Йо­сь­ка єсть; дак та­ке уїдли­ве, кля­те, што ніяким хви­со­ном йо­го не обійдеш. Де зди­бав, то й да­вай гроші, то й да­вай! Ну, де ж я тобі візьму, ко­ли не­має! А він, дур­ний, од­но: да­вай, та й годі, вер­тай, що брав! Ну, што он? Ка­коє по­нятіе імієт? Ска­за­но, жид!

Почему это было сделано в обоих случаях, думаю, понятно. Что же до советского фильма, товызывает антирес и такой истчо разрез: по нынешним прогрессивным нравам, что считается большим преступлением: появление стериотипного ростовщика в пьесе Старицкого - или его исчезновение в советской картине?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments