
Берлинское
Издание Jüdische Rundschau опубликовало открытое письмо в адрес берлинской транспортной компании bvg с требованием переименовать станцию метро Karl-Marx-Strasse. "К сожалению, один из ваших вокзалов назван в честь одного из самых мерзких расистов, антисемитов и человеконенавистников", - говорится в документе. Авторы письма указывают на то, что евреям, живущим в Берлине, невыносимо видеть имя Карла Маркса в контексте городского образа. Пруф.
Аз, многогрешный, разумеется, знаю, за что в данном случае обиделись кисы, и даже читал соответствующую статью - пожалуй, единственное, что я читал у Маркса, если не считать обязательного по школьной программе "Манифеста". (Кстати, позволю задать вопрос: кто из моих читателей так же читал эту статью? Или вообще Маркса и Энгельса).):
Постараемся вглядеться в действительного еврея-мирянина, не в еврея субботы, как это делает Бауэр, а в еврея будней.
Поищем тайны еврея не в его религии, - поищем тайны религии в действительном еврее.
Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие.
Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги.
Но в таком случае эмансипация от торгашества и денег - следовательно, от практического, реального еврейства - была бы самоэмансипацией нашего времени.
Организация общества, которая упразднила бы предпосылки торгашества, а следовательно и возможность торгашества, - такая организация общества сделала бы еврея невозможным. Его религиозное сознание рассеялось бы в действительном, животворном воздухе общества, как унылый туман. С другой стороны, когда еврей признает эту свою практическую сущность ничтожной, трудится над ее упразднением, - тогда он высвобождается из рамок прежнего своего развития, трудится прямо для дела человеческой эмансипации и борется против крайнего практического выражения человеческого самоотчуждения.
Итак, мы обнаруживаем в еврействе проявление общего современного антисоциального элемента, доведенного до нынешней своей ступени историческим развитием, в котором евреи приняли, в этом дурном направлении, ревностное участие; этот элемент достиг той высокой ступени развития, на которой он необходимо должен распасться.
Однако знаю историю вопроса, это все равно невероятно смешно.
