Из недавно прочитанной книги А. Иванова "Правые в русском парламенте: от кризиса к краху (1914–1917)".
Начнем со страданий. Как известно, в 1915 году истинным патриотам пришлось пережить два страшных удара. Во-первых, массовые депортации из западных районов правили к фактической отмене черты оседлости. А во-вторых...
30 (17) сентября 1915 года будущая святая, в тот момент неустанно занимавшаяся дискредитацией династии и режима, писала мужу :
Прочти 36-й псалом, он так прекрасен и так укрепляет и утешает!
Я так страстно, страстно тебя люблю!
Как противно, что Гучков, Рябушинский, Вейнштейн (наверное, настоящий жид), Лаптев и Жуковский выбраны в Гос. сов. всеми этими скотами! Вот будет действительно приятная работа с ними! Хвостов надеется, что с умом и решимостью удастся все наладить через 2-3 месяца.
Предчувствие ее не обмануло. . От торгово-промышленной курии юга России в Государственный совет действительно был избран мануфактур-советник, богатый мукомол, прихожанин Бродской синагоги, член различных еврейских организаций Вейнштейн Григорий Эммануилович.
Как нетрудно догадаться, от избрания Вейнштейна бомбануло не только у государыни-императрицы. Цитируем Иванова:
«Поздравляю с новыми членами москвичами, с придачею жида», — писал по этому поводу С. Д. Шереметев А. Г. Булыгину. Как свидетельствовал член Совета Я. Е. Эрдели, правые бурно протестовали против этого избрания, ссылаясь на то, что за кон, изданный еще императором Николаем I, предполагает, что членом Государственного совета может быть только христианин. Впрочем, и сам Эрдели, принадлежавший к умеренной группе центра, находил претензии правых обоснованными и выражал надежду, что власть не допустит такого избрания, после указания на противоречие его закону. «Ведь это срам для России иметь в высшем учреждении выборного жида, — присоединяясь к правым, писал супруге Эрдели. — … Заметь, с каким упорством жиды добиваются получить все права гражданства, и, чего доброго, все-таки добьются своего. Сила!!!»
Тем не менее протесты правых и сочувствую щих им членов других групп успехом не увенчались. В сентябре 1915 г. купец 1-й гильдии Вейнштейн стал членом Государственного совета и вошел в левую группу. В которой, впрочем, ничем особо себя не проявил.
Ну а теперь о метоморфозах. Традиционный мини-свояк: не пользуясь поисковиками - какую фамилию мы заменили на NN?
АХТУНГ! В комментах есть правильный ответ!
K недоумению правых и левых, NN начинает кардинально менять свой публичный имидж.
«NN просит у евреев прощения», — записал в 1914 г. в своем дневнике писатель М. М. Пришвин.«…Когда я прочел воззвание NN к забвению всякой племенной розни — не выдержал и разрыдался», — писал в письме к родителям будущий известный советский писатель еврейского происхождения Б. Л. Пастернак. «Это было то время, когда... NN, видя русский патриотизм евреев, целовался с рав винами», — вспоминал видный еврейский деятель Д. С. Пасманик. А ультраправое «Русское знамя», возмущенно называя NN «но воявленным другом» евреев, констатировало, что видный лидер правых «горячо пожимал руки» раввинов и целовался с ними «взасос». Эта неожиданная для всех перемена произошла с NN в са мом начале войны. 22 июля 1914 г., во время встречи в Одессе еврейской демонстрации, выражавшей свои верноподданнические и патриотические чувства, с манифестацией русских правых, во главе которой оказался NN, последний подошел к представителям еврейской общины Одессы, поцеловался с ними, приложился к свитку Торы, который несли манифестанты, а затем, забравшись на возвышение, произнес горячую речь, которая в подаче «Биржевых ведомостей» звучала следующим обра зом: «Все, что я говорил и думал до сих пор о евреях, есть ложь и заблуж дения. Все свои слова я беру назад. В эти великие исторические дни я убе дился, что евреи — такие же верноподданные Русского Государя, как и мы сами. Нет больше евреев и русских — есть один великий и неразделимый русский народ».