о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

С рабочего стола. Борьба за литовское наследство и евреи



В связи с нынешними событиями занимался вчета чисткой авгиевых конюшен - приводил в минимально читабельный вид любительский перевод из Евреев в Белоруссии - вышедшей в 1918 году брошюры национального белорусского деятеля Змитрока Бядули.



Брошюра, разумеется, интересна почти исключительно как документ эпохи. Красноречиво свидетельствующий, в том числе, о борьбе различных национальных проектов на территории бывшего ВКЛ. Ибо, среди прочего, Бядуля в ней пишет:

У беларускіх вялікіх местах, як Вільня, Менск і інш., жыды мелі свае вялікшыя культурныя цэнтры: школы, абшчыны, прафэсіянальныя цэхі і інш.

В белорусских больших городах, таких как Вильно, Минск и др., евреи имели свои крупные культурные центры: школы, общины, профессиональные цеха и др.


Ничего нового в этом, разумеется, не было: претензии на Вильно белорусские националисты начали предъявлять практически с момента возникновения белорусского проекта:

Рубежом стал 1891 г., когда в Кракове был издан сборник «Дудка беларуская» Матея Бурачка — Франтишка Богушевича, который не просто повторил мысль о том, что именно белорусский язык является главной национальной чертой, но, в отличие от своих предшественников, сделал это признание по-белорусски. Он же закрепил в народном воображении и контуры самой Беларуси:
«От Вильно до Мозыря, от Витебска и почти до Чернигова, где Гродно, Минск, Могилев… и много городков и деревень».

Д. Михалюк и П. А. Рудлинг пишут:«Национальные деятели, соперничая за контроль над одной и той же территорией, создали свои собственные, временами совершенно несовместимые мифологии. Вильно было “духовным домом” белорусского национального движения и рассматривалось деятелями в качестве наиболее желанной потенциальной столицы.»

В середине 1919 г. в Париже разгорается конфликт между белорусской и литовской делегациями за право на Виленщину. Литовцы отказались принимать участие в совместном заседании конференции вновь созданных государств в знак протеста против территориальных требований белорусов.
(Источник)

Но есть нюанс. Змитрока Бядулю, видного белорусского деятеля и будущего классика, в девичестве звали Самуил (Шмуэль) Ефимович Плавник. Что можно было понять без всяких документов и генеалогических изысканий.



Каким образом хорошего еврейского мальчика из йешивы занесло в белорусскую литературы - вопрос, ответа на который у меня пока нет.
Subscribe

  • С рабочего стола. Тайна простыни с дыркой

    Во первых строка должен сказать, что мне стыдно. О том, откуда, скорее всего, есть пошла легенда о дырке в простыне, проф. Шапиро написал еще 7…

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • С рабочего стола. Тайна простыни с дыркой

    Во первых строка должен сказать, что мне стыдно. О том, откуда, скорее всего, есть пошла легенда о дырке в простыне, проф. Шапиро написал еще 7…

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…