о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

С рабочего стола. Политкорректность в Российской империи



Как мы знаем, одной из тем, связанных с политкорректностью, является удаление из публичного пространства религиозных (преимущественно христианских) символов как задевающих чувства меньшинств (вроде переименования Рождества в Зимний праздник). И вот, в поисках материалов для одного проекта, аз, многогрешный, с изумлением узнал, что аналогичный случай, якобы, произошел больше 100 лет назад, причем не где-нибудь, а в Российской империи.

В одном из своих первых "Маленьких писем", опубликованных в самом начале русско-японской войны, Алексей Суворин, среди прочего, пишет:

В заключение два слова о двух других фактах, о которых говорит «Гражданин». Один из них похож на глупую сплетню, на сатирическую выходку против «отряда всероссийского дворянства», но тем не менее сущность этого должна быть выяснена немедленно. Даже если это неприличная выходка, ее нельзя пройти молчанием. Дело вот в чем. Князю Мещерскому говорили, «будто распорядители этого санитарного поезда всероссийского дворянства, по требованию главного врача, приказали всем сестрам милосердия снять свои платья сестер милосердия и облечься в городские одеяния. Прибавляют, но этому я верить не могу, что сие приказание дано для того, чтобы принять в число сестер одну еврейку и избавить ее от необходимости носить Красный Крест».

Я не верю ни тому, ни другому распоряжению, хотя первое в духе Петра Великого, который любил переодеванье, и теперь могут явиться водевильные Петры. Я уверен, кроме того, что всякая еврейка, пожелавшая вступить в сестры милосердия, охотно подчинится форме, которая для всех обязательна и которая уважается и нашими друзьями и врагами одинаково, без различия вероисповеданий. Возможность подобного случая так же возмутительно нелепа, как возмутительно нелепо было бы совершить обрезание над всеми русскими врачами какого-нибудь санитарного отряда в угоду врачу-еврею, который изъявил желание ехать на войну и вступить в этот отряд.

Через некоторое время Суворин вновь возращается к этой теме, снова в рамках газетной полемики с Мещерским:

Князь Мещерский пишет сегодня в «Гражданине»:

«Г. Суворин выражает сомнение по поводу приведенного мною в одном из последних «Дневников» рассказа об отряде всероссийского дворянства, где по требованию старшего доктора последовало приказание всем сестрам милосердия снять свои платья с Красным Крестом.
Напрасно усомнился г. Суворин. Теперь выяснилось, что этот рассказ совершенно верен, и ничего в нем нет преувеличенного, даже эпизод о еврейке верен. Еврейка, по требованию главного доктора, принята в число сестер милосердия отряда всероссийского дворянства, невзирая на то, что она, по уставу, принята быть не может, и действительно вместе с сим потребовали, чтобы сестры Красного Креста сияли с себя одеяние своего звания».
И все-таки я этому верить не могу, ибо поверить этому значило бы поверить следующим соображениям, которые всякому человеку могут придти на ум.
А именно:
«Всероссийское дворянство» — миф, ибо оно трактуется главным доктором, как величина ничтожная, а «сестры милосердия», — служанки главного доктора, с которыми он может делать все, что угодно. Очевидно, главный доктор — нечто вроде великого человека на малые дела и скандалы. Очевидно, он — дамский кавалер из ряда вон и ради одной еврейки переодевает всех христианок, чтобы они не оскорбляли очей почему-то ему любезной еврейки, которая распоряжается «всероссийским дворянством».
И не это еще скажут, а более.
А именно:
Если для этой еврейки нарушен устав Красного Креста, то надо предполагать, что она представляет собою величину необыкновенную, выходящую из ряда вон, такую величину, что без нее самое существование санитарного отряда «всероссийского дворянства» является делом сомнительным и даже рискованным. Мало ли какие правила уставов и даже законов не нарушаются для исключительных явлений, для лиц, выходящих из ряда вон. Для Жанны д’Арк, знаменитой Орлеанской девственницы, нарушены были все предания и законы французской армии. Этой молодой девушке даны были совершенно исключительные права, дано было особенное знамя, ей подчинена была часть королевской армии, как стратегу, и спустя пять с половиною столетий после ее смерти русский талантливый генерал Драгомиров написал разбор ее военных действий и признал за нею талант стратега. Для еврейской Есфири царь Артаксеркс позволил евреям истребить пятнадцать тысяч своих верноподданных, и евреи так были ему благодарны, что установили особый праздник Пурим, который и доселе празднуется «с радостию и веселием», как выражается «Книга Есфирь». Для другой Есфири польский король Казимир, соперничая с Артаксерксом, напустил в свое царство евреев, и этот праздник дает о себе знать еще доселе.
Вообще ради женщины делалось мужчинами и великое, и глупое, и преступное, гораздо больше глупого и преступного, чем великого. Это — исторические иллюстрации, так или иначе идущие к делу.
Теперь требуется знать, чем же себя заявила неизвестная еврейка, кому и почему она понравилась, если для нее не только нарушается устав, обусловливающий прием в сестры милосердия, но и сии последние переодеваются ради еврейки, очевидно не пожелавшей надеть Красного Креста? Я продолжаю думать об этой еврейке лучше, ибо Красный Крест утвержден Женевской конвенцией и признается всем миром, не исключая и японцев. Порядочная еврейка или не пошла бы в сестры милосердия, или, если бы пошла, то подчинилась бы форме.
Все это так просто, что и говорить бы не стоило. Не говоря о дворянстве, которое действовало бесспорно бескорыстно и благородно, учреждая отряд, но и главный его доктор не мог не понимать высокой цели и не мог пятнать ее какой-то самодурной политически-религиозной выходкой в пользу любезной ему еврейки.
Вот почему я этому не верю и не поверю до тех пор, пока не будет назван главный доктор, и пока не подтвердит этого случая дворянство, образовавшее санитарный отряд, с указанием на причины этого глупейшего, если он совершен, поступка своего главного врача.


Главноуполномоченным Дворянского отряда в этот момент был предводитель орловского дворянства Михаил Александрович Стахович, будущий депутат Государственной думы, октябрист. Главным врачом - московский доктор Пётр Иванович Постников (1862–1936). О последнем удалось найти следующее:

В силу своего независимого характера и не желая подчиняться внешним давлениям, в 1891 году он совместно с Ю.В. Сумароковым открыл частную «Хирургическую лечебницу П.И. Постникова и Ю.В. Сумарокова». Блестящий хирург и незаурядный человек, Постников пользовался исключительной популярностью и особой симпатией у москвичей (его неоднократно упоминает В.А. Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи»). Добрая половина пациентов Петра Ивановича, в особенности рабочие, студенты и другие малоимущие жители столицы, получали в лечебнице бесплатную медицинскую помощь и полное содержание. С 1899 года до конца жизни Постников давал бесплатные консультации Софийской детской больнице (с 1922 года больница им. Н.Ф. Филатова), провел тысячи сложнейших операций и воспитал сотни хирургов-педиатров.Через три недели после начала войны, 22 февраля 1904 года, Исполнительная комиссия Главного управления Российского общества Красного Креста назначила Постникова «Старшим и Главным врачом Дворянского Отряда». Эту должность он занимал до 2 января 1905 года.

Касательно еврейских сестер милосердия на русско-японской войне - в газете "Восточное Обозрение" № 53, 1904 г., было опубликовано:

"Сестры милосердия. В виду того, что в сестры милосердия на время войны записалось несколько евреек, попечительный совет Иаково-Александринской общины решил запросить главное управление Красного Креста могут ли быть лица иудейского вероисповедания сестрами милосердия на войне, так как в уставе нет на этот предмет точных указаний.
На телеграмму, посланную попечительницей и представительницей Иаково-Александринской общины Х. Я. Колыгиной, на днях община получила такой ответ из главного управления: "Сестрах недостатка пока нет. Иудейского вероисповедания могут быть приняты, если на месте нет возражений".


Что касается самой истории, то вынужден сказать, что вполне разделяю скептицизм Суворина. Хотя никакой дополнительной информации о ней не нашел. Если кто-то заинтересуется и ему повезет больше - буду весьма признателен.
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…