
Некоторов время назад аз, многогрешный, уже писал о берлинском скандале в связи с идеей переименовать ул. Мавров в ул. Глинки, когда какие-то местные политкорректоры обвинили композитора в антисемитизме. Русская пресса отреагировала на эту историю рядом возмущенных статей. Однако факты, приведенные ниже, как мне кажется, нигда не упоминались, хотя, как мне кажется, они красноречивей любых других аргументов.
В 1911 году петербургское Общество еврейской народной музыки выпустило Песенник - сборник еврейских песен для семьи, школы, любительских хоров и т.д. Наряду "Народно-синагогальными песнями", "Песнями без слов" и "Светскими народными песнями", сборник содержал раздел Kintslerishe lider, т.е. Художественные песни.
Надо сказать, что последний раздел удивительно прекрасен безотносительно нынешнего берлинского скандала. Настолько, что если выяснилось, что в 30-е годы с ним сверялось известное ведомство в том же Берлине, аз, многогрешный, решительно не удивлюсь.
Открывали его два максимально еврейских произведения: "Ода к радости" на стихи Шиллера из 9-й симфонии Бетховена, и "Колыбельная", приписываемая Моцарту.
Далее появилось нечто тоже не слишком еврейское, но, по крайней мере, более ожидаемое - отрывки из кантаты Мусоргского "Иисус Навин" . Затем, наконец - произведения двух композиторов еврейского происхождения - которые оба были крещены еще в детстве! Причем если один из них таки имел еврейские сентименты, и интересовался еврейской (синагогальной) музыкой, то второй был от всего этого максимально далек. (Желающим угадать их имена предлагается сыграть в традиционный мини-свояк).
Напомню, однако, что у нас сейчас речь идет о Глинке. Поэтому - барабанная дробь: помимо всего вышеперечисленного, в качестве "Еврейской художественной песни", был заявлен - ПЕРСИДСКИЙ ХОР из оперы "Руслан и Людмила"!!!
Знающие люди могут удивиться столь странному выбору - поскольку у того же Глинки есть и просто "Еврейская песня". Видимо, соответвующие вопросы возникли уже в то время - поскольку в следующем переиздании она так же вошла в Песенник.
В качестве последней вишенки на торте напомним, что эта песня была написана - для "Князя Холмского". Того самого, за который Глинку обвинили в антЫсЫмЫтЫзЬме!
В свете приведенных фактов вопрос об "антисемитизме" Глинки, полагаю, можно считать окончательно закрытым.
При этом не могу не отметить, что к творчеству Михаила Ивановича аз, многогрешный, отношусь не слишком восторженно. "Жизнь за царя" могу слушать только с весьма значительными купюрами. А "Руслана", кажется, ни разу до конца не осилил, и полностью согласен с неизвестным генералом, посылавшим на эту оперу вместо гауптвахты. :)