о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

С рабочего стола. Раввин, оправдывавший рабовладение



Небольшая статья на тему, вновь ставшую злободневной. Для удобства читателей копирую текст сюда. Традиционная просьба не полениться и нажать на ссылку, поскольку для проекта это важно.

Недавно одна из реформистских общин США приняла решение удалить из синагоги табличку с именем Джуды Бенджамина – еврейского юриста и плантатора, который в годы Гражданской войны занимал в правительстве Конфедеративных Штатов Америки (южан) должности госсекретаря, военного министра и генерального прокурора. Однако хотя формально Бенджамин никогда не отрекался от веры предков, он мало интересовался еврейством, не участвовал в еврейской жизни и даже женился на католичке (которая, в качестве приданного, принесла ему плантацию с рабами).

В то же время, как еще восемь лет назад писал американский профессор Говард Рокк (Howard Rock), в те годы рабство считали вполне допустимым и многие деятели, чьи еврейские «верительные грамоты» не вызывают никаких сомнений. Одним из них был рабби Моррис-Яаков Рафалл (1798-1849).

Уроженец Стокгольма, рабби Рафалл получил как еврейское, так и светское образование – защитил докторскую диссертацию в университете Эрлангена. Он переводил труды еврейских философов Маймонида и Йосефа Альбо, опубликовал на четырех языках статью, опровергающую кровавый навет. В 1849 года Рафалл переехал в США, где стал раввином ортодоксальной на тот момент ашкеназской синагоги Бней Йешурун на Манхеттене. Именно в этой синагоге 4 января 1861 года Рафалл произнес свою проповедь о рабстве, благодаря которой его имя осталось в истории.



К этому моменту Америка на всех парах неслась к гражданской войне. 24 декабря 1860 года была опубликована «Декларация о непосредственных причинах, которые привели к отделению Южной Каролины от федерального Союза». Вскоре за Южной Каролиной последовали еще шесть штатов. И действующий президент Джеймс Бьюкенен, и избранный президент Авраам Линкольн отказались признать сецессию. Последний так же решительно отказался пойти на компромисс и признать требования южан.

Именно в этот момент рабби Рафалл произнес перед прихожанами свою знаменитую проповедь. Уточнив, что не является сторонником рабства ни в «абстрактном», ни, тем более, в «практическом» плане, раввин заявил, что его личные чувства и предпочтения в данном случае ничего не значат. Рабство, продолжал он, является древнейшей формой общественных отношений, не считая семьи.

Затем раввин обратился к Библии, процитировав отрывок, говорящий о законах субботнего года: «И будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя» (Ваикра, 25:6). По его словам, этот текст однозначно свидетельствует, что Писание считает рабство допустимым. Далее Рафалл привел отрывок, подчеркивающий разницу между еврейским рабом, получающим вольную после определенного числа лет рабства, и рабом-неевреем и его потомками, которые обязаны пожизненно служить своему хозяину, его детям и внукам. Нееврейских рабов, заявил раввин, можно уподобить чернокожим рабам в южных штатах.

Еврейский закон, продолжал раввин, запрещает хозяину убивать и калечить раба, но разрешат его наказывать. Этот закон так же требует, чтобы раба, бежавшего из Южной Каролины в Нью-Йорк, возвратили его законному владельцу – подобно тому, как в библейские времена возвращали раба, бежавшего из Дана в Беер-Шеву. Как утверждал Рафалл, еврейский закон запрещает выдавать беглого раба, только если он бежал из другой страны.

Популярный христианский проповедник и публицист Генри Уорд Бичер (брат знаменитой писательницы Гарриет Бичер-Стоу) в те годы регулярно заявлял, что Библия, де, «на самом деле», против рабства. Возражая ему, раввин завил: «Как вы смеете, в свете санкций и защиты, предоставленными владению рабов Десятью заповедями, утверждать, что рабовладение это грех? Какое право вы имеете оскорблять тысячи богобоязненных законопослушных граждан?».

В заключении рабби Рафалл призвал рабовладельцев-южан защищать своих рабов от убийства, сексуального насилия и голода. Однако при этом он вновь подчеркнул, что библейское одобрение рабства и рабовладения остается в силе и в 1861 году.

Как пишет Рокк, проповедь раввина стала сенсацией. Три нью-йоркских газеты напечатали ее целиком, New York Times поместила пространные отрывки. Как заявил один нью-йоркский священник, у многих создалось впечатление, что поскольку раввин должен в совершенстве знать иврит и Ветхий Завет, невозможно предположить, что он ошибается относительно рабства. Поэтому все, что он утверждает на этот счет, подобно слову Бога живого.

Две недели спустя рабби Рафалл повторил свою проповедь, на этот раз в качестве речи, которую он произнес перед членами Демократической партии и про-южного Американского общества продвижения национального единства (American Society for Promotion of National Unity). На лекцию пришли сторонники национального примирения на основе требований южан, в том числе банкир Август Бельмон, а так же евреи-сторонники рабовладения из Ричмонда, Монтгомери и Нового Орлеана. Председательствовал Сэмюэль Морзе, знамениты изобретатель электромагнитного пишущего телеграфа и код и азбуки Морзе.

Стоит отметить, что рабби Рафалл был далеко не единственным американским еврейским интеллектуалом, высказывавшим подобные лекции. В ходе дебатов, последовавших за выступлением перед демократами, его решительно поддержали рабби Бернард Иловы (1814-1871), один из духовных лидеров американской ортодоксии, а так же реформистский раввин Симон Тушка из Алабамы. Другой лидер американских реформистов, Ицхак-Майер Вайз, даже в 1864 году не считал рабство «абсолютно несправедливым».

С критикой Рафалла так же выступили некоторые евреи-республиканцы, многие из которых были прихожанами реформистской синагоги Эману-Эль на Манхеттене. Один из них, знаток библейской критики библеист Михаэль Гальперин, даже высказал сожаление, что «кощунственные» идеи Рафалла не исчезли вместе с «накипью». Защитников рабства он называл «безнравственными», взгляды «поклоняющихся Маммоне» – аморальными. Ссылаясь на германских еврейских исследователей, Гальшерин решительно отверг буквальный антиисторический подход к библейским текстам, стоящий за выводами Рафалла. Его оппонент, утверждал Гальперин, просто неверно понял еврейское слово, означающего «слугу». Раввин так же не обратил внимания на слова, сказанные Моше израильтянам: «Помни, что ты был рабом в земле Египетской» (Дварим, 5:15).

Впрочем, как пишет Рокк, Гальперин в данном случае озвучил мнение меньшинства. Проповедь Рафалла, напротив, соответствовала идеологии и интересам большей части нью-йоркского еврейства. Благосостояние многих евреев, включая прихожан синагоги Бней Йешурун, зависело от торговли с южными штатами; гражданская война грозила им разорением. Кроме того, немало евреев занималось производством одежды – бизнесом, зависящим от поставок с югом.

Помимо экономических, у нью-йоркских евреев были и другие опасения. Во-первых, республиканская партия ассоциировалась с ригористичным, всепроникающим миссионерским протестантизмом. А во-вторых, они боялись, что в случае распада страны конституция будет отменена или изменена, и это может создать угрозу гражданским свободам. Поэтому евреи были сторонниками компромисса, пусть даже ценой уступок южанам. Неслучайно на выборах 1860 года две трети евреев Нью-Йорка проголосовали против Линкольна и его Республиканской партии.

С началом гражданской войны Рафалл решительно осудил южан, заявив, что они «согрешили против Бога». Раввин лично встретился с президентом Линкольном; его сын вступил в армию и был тяжело ранен. Однако по мере того, как война затягивалась, первоначальный патриотизм уступил место более взвешенной позиции: Рафалл стал обвинять в случившемся обе стороны. «Демагоги, фанатики и партийная пресса» Севера и Юга, говорил он, погрузили республику в трехлетнее бессмысленное кровопролитие, когда брат пошел войной на брата; кровопролитие, унесшее сотни тысяч жизней.

Морис-Яаков Рафалл скончался в 1868 году. После смерти раввина его бывшая община начала склоняться к реформизму, и даже присоединилась к Союзу американских еврейских конгрегаций – объединение реформистских общин Северной Америки, созданное по инициативе рабби Вайза.

Манхэттенская синагога Бней Йешурун существует и сегодня, и считается не аффилированной. Ее прихожане, в подавляющем большинстве, придерживаются «прогрессивных» либеральных взглядов. И большинство из них, скорее всего, даже не подозревают, что именно с ее амвона прозвучало одно из самых громких еврейских заявлений о легитимности рабовладения.
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…