о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

С рабочего стола. Цадик против Наполеона



Наверное, правильнее было бы опубликовать эту статью 12, а не 24 июня. Но что выросло, то выросло.

Весь текст по ссылке (традиционная просьба кликать на линк, для проекта это важно). Здесь - то, о чем по-русски, насколько я знаю, писалось меньше:

Почему же рабби Шнеур-Залман столь решительно поддержал Александра против Наполеона? Принято считать, что ответ на этот вопрос содержится в письме, которое он, якобы, написал Моше Майзельсу из Вильно. Вот текст этого письма:

В первый день Рош а-Шана было мне видение, что если победит Б. [Бонапарт], рог Израиля вознесется, и умножится богатство Израиля, но вместе с тем отделится сердце народа от Отца Небесного. Если же победит наш владыка А. [Александр], даже если род Израиля будет повержен, и умножится нищета Израиля и положение наше станет еще более униженным, но сердца Израиля станут крепче привязаны к Отцу Небесному. И вот тебе знамение: в ближайшее время отберут «отраду очей ваших»[ а еще через какое-то время начнут брать в армию братьев наших, сынов Израиля . И помни, как мы спорили в Петербурге относительно стиха: «Вельможи преследуют меня напрасно, но слова Твоего испугалось сердце мое» (Тегилим, 119:161).

Иными словами, выбор между Наполеоном и Александром был, в глазах цадика, прежде всего выбором между земным процветанием и ассимиляцией, с одной стороны, и бедностью, унижением и верностью заветам предков, с другой. И рабби Шнеур-Залман, разумеется, безоговорочно выбрал первое.

Письмо Майзельсу многократно приводилось в самых разных источниках, как научных, так и религиозно-апологетических. Однако известный исследователь Иммануэль Эткес, изучив все доступные источники, и прежде всего письма рабби Дов-Бера, пришел к однозначному выводу:

Нет никаких сомнений, что рабби Шнеур-Залман этого письма не писал! Прежде всего, сказанное в письме о судьбе, ожидающей евреев под властью, соответственно, Наполеона и Александра, резко противоречит тому, что мы знаем из письма рабби Дов-Бера. Рабби Шнеур-Залман утверждал, что победа Наполеона принесет евреям не только духовное, но и экономическое разрушение. С другой стороны, он надеялся, что после победы Александра гражданский статус евреев России изменится к лучшему.
Пристальный анализ письма позволяет сделать вывод, что оно соответствует положению евреев Центральной и Западной Европы, с одной стороны, и евреев России, с другой, сложившейся к 1840-м годам. В это время в Центрально и Западной Европе некоторые прослойки еврейского общества экономически процветали, однако их связь с еврейской традицией явно ослабевала. В то же время в Российской империи, где правительство Николая I угнетало евреев, секуляризация еще не началась. Автор письма, кем бы он ни был, приписал рабби Шнеуру-Залману пророческое предвидение событий, которые произойдут несколькими десятилетиями позже, включая призыв в российскую армию, который начался только в 1827 году.


Но если Эткес прав, то чем объясняется позиция р. Шнеура-Залмана? Прежде всего, стоит отметить, что в позиции Хабада не было в данном случае ничего из ряда вон выходящего. В 1812 году Россию и русскую армию поддержали практически все русские евреи. Поэтому вопрос, заданный выше, должен звучать несколько иначе: не «почему рабби Шнеур-Залман из Ляд поддержал Александра против Наполеона», но почему все русское еврейство было в данном вопросе практически единодушно?

В свое время, одно из объяснений предложил уже упоминавшийся граф Бенкендорф. По его мнению, евреи больше всего боялись вновь оказаться под властью поляков (воевавших, как уже было сказано, на стороне Наполеона), от которых они не ждали ничего хорошего:

Oни…опасались возвращения польского правительства, при котором подвергались всевозможным несправедливостям и насилиям, и горячо желали успеха нашему оружию и помогали нам, рискуя своей жизнью и даже своим состоянием .

Будущий глава всесильного 3-го отделения считал, что евреи не хотят возвращения поляков из-за прежних обид времен независимой Речи Посполитой. Однако, как полагает все тот же Эткес, весьма вероятно, что их беспокоили не преданья старины глубокой, но вполне современные реалии тогдашнего Герцогства Варшавского – вассального государства, созданного Наполеоном из польских территорий, отошедших во время Второго и Третьего разделов Речи Посполитой к Пруссии и Австрийской империи.

Евреи герцогства встретили армию Наполеона с радостью, ожидая, что французские штыки принесут им равноправие, которым к тому времени пользовались евреи Франции. Евреи так же играли заметную роль в снабжении французской армии. Однако несмотря на то, что в герцогстве был введен Кодекс Наполеона, гарантирующий всем гражданам формальное равноправие, польские власти продолжали дискриминировать евреев – в частности, обложили их дополнительными налогами.

17 марта 1808 года Наполеон издал декрет, существенно ограничивающий права евреев. За исключением живущих в департаментах Жиронда и Ланд, им запрещалось в течение десяти лет заниматься рядом профессий, селиться в некоторых департаментах, а в ряде случаев и требовать выплаты долгов, а так же, в отличие от остальных французских граждан выставлять себе замену для отбывания воинской повинности. Варшавские власти воспользовались им в качестве предлога, чтобы не давать евреям равноправия. 17 октября герцог подписал указ, устно одобренным императором, согласно которому введение равноправия для евреев откладывалось на десять лет, чтобы за это время они избавились от привычек, отделяющих их от прочих сограждан. За этими мерами стояла широкомасштабная пропаганда польских противников еврейства, утверждавших, что евреи бесполезны и даже вредны для национальной экономики, поскольку не занимаются земледелием или производством.

Решение отложить предоставление равноправия стало лишь первым из многочисленных шагов, предпринятых против евреев властями герцогства. Среди прочего, им запретили приобретать имения и проживать в варшавском Старом городе. В других городах евреи должны были жить в специальных еврейских кварталах. Исключение делалось только до обладателей капитала не меньше 60 тысяч злотых, не отличающихся внешним обликом от сограждан-христиан, т.е. согласившихся сбрить бороду и пейсы и облачиться в европейское платье. (Вот она, пресловутая «ассимиляция», которой так страшились поборники еврейского благочестия!).

В числе жертв нового распоряжения оказался даже поставщик польской армии Берек Шмуль – богач и банкир с большим капиталом и огромными заслугами перед польской армией, пользовавшийся огромным уважением у властей. Генерал Юзеф Водзицкий, участник русско-польской войны 1790 года, говорил: Если бы не армейский поставщик Шмуль, краковские магазины были бы не в состоянии посылать транспорты для нашей полевой кавалерии». Когда в 1792 году король посетил лагерь в Праге (предместье Варшавы), он счел нужным нанести визит Шмуэлю,

Согласно новому декрету он подлежал выселению‚ потому что не сбрил бороду и носил еврейскую одежду. В своем обращении Берек напомнил о своих заслугах перед государством и сообщил‚ что «из привязанности к своей религии и обычаям предков я желаю оставаться до конца дней в традиционном платье‚ которое у меня и у моей семьи всегда опрятное и приличное‚ и только борода отличает меня от прочих граждан». Понадобился особый указ‚ чтобы Шмуль и его семья могли жить на запретной улице. Однако право носить традиционное еврейское платье и не брить бороду сохранялось лишь за главой семьи, не распространяясь на его потомство.

По законам герцогства, на евреев распространялась воинская повинности. Однако евреи не слишком рвались служить, во-первых, из-за трудностей с соблюдением кашрута, а во-вторых, из-за враждебности части польских военных. В результате 29 января 1812 года вышло правительственное распоряжение, освобождающее евреев от воинской повинности в обмен на уплату 700 тысяч злотых.

Кульминацией антиеврейских мер стал изданный уже во время войны с Россией, в октябре 1812 года указ, запрещающий евреев торговать алкоголем. Учитывая, сколько польских евреев зарабатывало на жизнь шинкарством, этот запрет лишал куска хлеба тысячи семейств. Все попытки влиятельных представителей польских евреев добиться отмены этого распоряжения оказались тщетными.

Железного занавеса между евреями России и Герцогства никогда не было, поэтому русские евреи хорошо знали, что происходит с их братьями под властью. Соответственно, у них были все основания не ждать от прихода французов и их союзников-поляков ничего хорошего, и, соответственно, всячески помогать русской армии отразить и изгнать неприятеля.

Насколько они, включая и рабби Шнеура-Залмана, были правы в своих расчетах, об этом мы предлагаем судить читателям.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments