
В поисках материала для одного проекта наткнулся на чудесную историю с очередного кошерного сайта:
Знаменитый раввин р.Йонатан Эйбешютц (1690-1764) славился острым умом, находчивостью и умением составлять криптограммы. Он был знаком с тайной премудростью и писал на пергаменте амулеты - "камеи" - от многих напастей.
Городом Майнц правил злостный юдофоб, который частенько задавал р. Йонатану каверзные вопросы, испытывая его память и сообразительность.
Как-то раз по городу распространилась ужасная весть: злокозненный правитель приказал изгнать всех евреев из города и окрестностей!
Рабби Йонатан отправился к правителю с ходатайством отменить жестокий вердикт.
Предстал р.Йонатан перед вельможей и спросил:
– Почему тысячи людей должны покинуть свои жилища и превратиться в бездомных скитальцев?
В ответ правитель процитировал ему предсказание из так наз. Нового завета и спросил, сколько в этой цитате букв.
– Столько же, сколько тебе лет: семьдесят! – отозвался тот, ни секунды не задумываясь.
Правитель помолчал минуту и спросил опять:
– А сколько слов в этом предсказании?
– Семнадцать, – отозвался р. Йонатан, вновь не раздумывая, – столько же, сколько букв в стихе: "Народ Израиля жив вовеки"! ( עם ישראל חי לעולמי עד)
– Хорошо, – сказал пораженный вельможа. – А теперь скажи мне: сколько евреев живет в городе и окрестностях?
– Сорок пять тысяч семьсот шестьдесят! – ответил великий раввин.
– Коли так, – сказал вельможа, – я готов отменить свой указ об изгнании. Ты известен как непревзойденный составитель амулетов. Напиши стих, произнесенный тобою, на клочке пергамента величиною с вашу "мезузу", которую вы прибиваете к дверям, сорок пять... Сколько ты говоришь евреев в городе?
– Сорок пять тысяч семьсот шестьдесят.
– Да! Напиши тот стих на клочке пергамента сорок пять тысяч семьсот шестьдесят раз в течение часа – и если преуспеешь, то я отменю свой суровый вердикт, и спасешься со своими евреями.
Нахмурился р. Йонатан и сказал:
– Господь Бог – Он все может! А в стихе только семнадцать букв. Твое требование я исполню за час.
Ушел великий раввин домой, и часа не прошло, как он принес правителю амулет, написанный на пергаменте для мезузы. Пораженный вельможа уставился на амулет и не мог понять, что перед ним. Объяснил ему р. Йонатан и сказал:
– Здесь написано еврейскими буквами: "Народ Израиля жив вовеки ". Если ты начнешь с буквы "ע", что в центре, то сможешь прочесть этот стих различными способами сорок пять тысяч семьсот шестьдесят раз. Но прежде, чем ты станешь считать, отмени свой вердикт.
Поглядел вельможа на чудный амулет и велел объявить об отмене своего вердикта. Целый год считал вельможа эту "камею" и убедился, что р. Йонатан сказал ему правду. Пришел вельможа к великому раввину, пожал ему руку и сказал: Блажен дарующий мудрость верным Ему!
То, что амулеты Йонатана Эйбешютца, само по себе в высшей степени интересно. Поскольку именно амулеты в свое время послужили основанием для (по многим мнениям, справедливого) обвинения великого раввина в саббатианской ереси. Но мы сейчас не об этом, а о 45760 евреев, якобы процивавших в одном городе.
Прежде всего, в городе Майнце р. Эйбешютц, насколько известно, никогда не был. Зато одно время был раввином Меца. Учитывая, что материал явно переведен со святого языка, можно предположить, что имелся в виду именно этот город.
А теперь откроем еврейскую энциклопедию:
В июле 1718 года герцог Филипп Орлеанский, правивший страной до совершеннолетия Людовика XV, опубликовал указ о евреях Меца, по которому в городе могли проживать лишь 480 еврейских семей, причем их членам было запрещено заключать браки с евреями, не живущими в Меце.
Соответственно, если в городе проживало «сорок пять тысяч семьсот шестьдесят» евреев, то в каждая из этих семей состояла...
Если же дело, паче чаяний, происходило в Майнце, по выходит еще хуже:
B гетто Майнца разрешалось проживать лишь двадцати, а с 1671 года – и вовсе лишь десяти семьям.
Вот такие неутомимые евреи населяют порой иудейскую агиографию.