о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

С рабочего стола: волшебный амулет, или особенности кошерной еврейской демографии



В поисках материала для одного проекта наткнулся на чудесную историю с очередного кошерного сайта:

Знаменитый раввин р.Йонатан Эйбешютц (1690-1764) славился острым умом, находчивостью и умением составлять криптограммы. Он был знаком с тайной премудростью и писал на пергаменте амулеты - "камеи" - от многих напастей.
Городом Майнц правил злостный юдофоб, который частенько задавал р. Йонатану каверзные вопросы, испытывая его память и сообразительность.
Как-то раз по городу распространилась ужасная весть: злокозненный правитель приказал изгнать всех евреев из города и окрестностей!
Рабби Йонатан отправился к правителю с ходатайством отменить жестокий вердикт.
Предстал р.Йонатан перед вельможей и спросил:
– Почему тысячи людей должны покинуть свои жилища и превратиться в бездомных скитальцев?
В ответ правитель процитировал ему предсказание из так наз. Нового завета и спросил, сколько в этой цитате букв.
– Столько же, сколько тебе лет: семьдесят! – отозвался тот, ни секунды не задумываясь.
Правитель помолчал минуту и спросил опять:
– А сколько слов в этом предсказании?
– Семнадцать, – отозвался р. Йонатан, вновь не раздумывая, – столько же, сколько букв в стихе: "Народ Израиля жив вовеки"! ( עם ישראל חי לעולמי עד)
– Хорошо, – сказал пораженный вельможа. – А теперь скажи мне: сколько евреев живет в городе и окрестностях?
– Сорок пять тысяч семьсот шестьдесят! – ответил великий раввин.
– Коли так, – сказал вельможа, – я готов отменить свой указ об изгнании. Ты известен как непревзойденный составитель амулетов. Напиши стих, произнесенный тобою, на клочке пергамента величиною с вашу "мезузу", которую вы прибиваете к дверям, сорок пять... Сколько ты говоришь евреев в городе?
– Сорок пять тысяч семьсот шестьдесят
.
– Да! Напиши тот стих на клочке пергамента сорок пять тысяч семьсот шестьдесят раз в течение часа – и если преуспеешь, то я отменю свой суровый вердикт, и спасешься со своими евреями.
Нахмурился р. Йонатан и сказал:
– Господь Бог – Он все может! А в стихе только семнадцать букв. Твое требование я исполню за час.
Ушел великий раввин домой, и часа не прошло, как он принес правителю амулет, написанный на пергаменте для мезузы. Пораженный вельможа уставился на амулет и не мог понять, что перед ним. Объяснил ему р. Йонатан и сказал:
– Здесь написано еврейскими буквами: "Народ Израиля жив вовеки ". Если ты начнешь с буквы "ע", что в центре, то сможешь прочесть этот стих различными способами сорок пять тысяч семьсот шестьдесят раз. Но прежде, чем ты станешь считать, отмени свой вердикт.
Поглядел вельможа на чудный амулет и велел объявить об отмене своего вердикта. Целый год считал вельможа эту "камею" и убедился, что р. Йонатан сказал ему правду. Пришел вельможа к великому раввину, пожал ему руку и сказал: Блажен дарующий мудрость верным Ему!


То, что амулеты Йонатана Эйбешютца, само по себе в высшей степени интересно. Поскольку именно амулеты в свое время послужили основанием для (по многим мнениям, справедливого) обвинения великого раввина в саббатианской ереси. Но мы сейчас не об этом, а о 45760 евреев, якобы процивавших в одном городе.

Прежде всего, в городе Майнце р. Эйбешютц, насколько известно, никогда не был. Зато одно время был раввином Меца. Учитывая, что материал явно переведен со святого языка, можно предположить, что имелся в виду именно этот город.

А теперь откроем еврейскую энциклопедию:

В июле 1718 года герцог Филипп Орлеанский, правивший страной до совершеннолетия Людовика XV, опубликовал указ о евреях Меца, по которому в городе могли проживать лишь 480 еврейских семей, причем их членам было запрещено заключать браки с евреями, не живущими в Меце.

Соответственно, если в городе проживало «сорок пять тысяч семьсот шестьдесят» евреев, то в каждая из этих семей состояла...

Если же дело, паче чаяний, происходило в Майнце, по выходит еще хуже:

B гетто Майнца разрешалось проживать лишь двадцати, а с 1671 года – и вовсе лишь десяти семьям.

Вот такие неутомимые евреи населяют порой иудейскую агиографию.
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…