о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

С рабочего стола. Несостоявшаяся история кошерной осетрины



Неожиданно осознал, что ни разу не пунликовал по-русски историю о кошерной осетрине и одной из самых скандальных подделок в истории галахической мысли. И решил срочно исправить этот недочет.

Статья по ссылке. Для удобства читателей копирую наиболее интресное сюда, с традиционной просьбой кликнуть на линк, поскольку для проекта это важно:

Отвечая на вопрос, кошерна ли осетрина, и если нет, то почему, раввин Яков Шуб, постоянный автор сайта Toldot.ru, ответил: "Осетр, хотя у него имеются примитивные костные пластины по бокам, не считается кошерным, поскольку его чешуя не может быть удалена без повреждения кожи".Это мнение полностью соответствует современному ортодоксальному консенсусу. И только специалисты знают, что еще двести лет назад во многих уважаемых общинах (например, в Турции) осетрину считали совершенно кошерной. И более того, этого мнения придерживались авторитетнейшие раввины Европы.

В середине XVIII столетия раввин Цви-Гирш из Темошиары спросил о статусе осетрины р. Йехезкеля Ландау (Ноде бе-Йегуда), едва ли не самому крупному галахическому авторитету Центральной и Западной Европы. (Полагают, что к письму прилагалась туша осетра, чтобы раввин мог все увидеть своими глазами). Изучив полученный материал, р. Ландау однозначно постановил: осетр кошерен (Noda Beyehuda Tinyana YD #28)!

В числе учеников Ноде бе-Йегуда был р. Аарон Хорин, раввин венгерского Адара, впоследствии один из лидеров реформистского иудаизма. В 1798 году он выпустил в Праге книгу Имрей Ноам, в которой, в частности, предал гласности мнение своего учителя о кошерности осетрины. Эта публикация стала причиной одного из самых громких скандалов в истории галахической мысли.

Дело в том, что мысль о кошерности осетра вызвал резкое неприятие ряда европейских раввинов, увидевших в этом подрыв всех устоев. В их числе оказался р. Мордехай Банет (Бенет), однозначно провозгласивший осетра некошерным, утверждающих обратное – заслуживающими отлучения, а книгу Хорина – подлежащей сожжению.

Другой раввин, некто Ицхак Гришавер из города Пакс, выпустил специальную книгу Макель Ноам, в которой резко обрушился на Хорина и его мнение.

Мнение Гришавера поддержало несколько известных раввинов, давших официальное одобрение на издание его книги. Тем не менее, он не мог обойти тот факт, что великий р. Ландау полагал иначе. В свете этого вся его аргументация, естественно, выглядела гораздо менее убедительно.

Однако Гришавера это не остановило. И он во всеуслышание объявил, что р. Ландау написал ему письмо, в котором, якобы, отказался от своего мнения, и даже просил своего корреспондента сообщить об этом раввину Тимошеара, чтобы он и его община по неведению не согрешили.

Понимая, что оппоненты потребуют предъявить письмо, Гришавер заявил, что оригинала у него нет, поскольку он послал его в другому раввину, и при пересылке оно пропало. Он так же писал, что потерял копию, которую снял с письма р. Ландау.

От этих объяснений за версту пахло обманом. Поэтому неудивительно, что сын Ноде бе-Йегуда р. Шмуэль Ландау, и его ближайший ученик р. Элиэзер Фрекелис, глава раввинского суда Праги, обвинили Гришауэра во лжи, заявив, что р. Ландау-старший никогда такого письма не писал, и своего мнения не менял. Проще говоря, Гришавер был прямо обвинен в намеренной лжи: «Уважаемый раввин солгал (шакар)».

Гришаверу так же нужно было объяснить тот факт, что евреи Турции ели осетрину и считали ее кошерной. Недолго думая, раввин приписал это влиянию саббатианской ереси. Действительно, в XVIII веке в Османской империи оставалось довольно много явных и тайных почитателей Шабтая Цви. Однако это объяснение вызвало гневную отповедь р. Ландау-младшего, обвинившего своего оппонента в злословии да добропорядочных евреев.

На сегодняшний день практически никто не сомневается, что Ноде бе-Йегуда никакого письма не писал, и от своей точки зрения не отказывался. Тем не менее, он остался в меньшинстве, и в ортодоксальном мире возобладало мнение его оппонентов. Возможно, это было связано с присущей еврейской ортодоксии двух последних столетий тенденцией к устрожению и желания «выйти по всем мнениям». В самом деле, тот, кто не будет есть осетрину, очевидно не согрешит, даже если теоретически она кошерна. И наоборот, тот, кто последует мнению Моде бе-Йегуда, через 120 лет, оказавшись в мире истины, может обнаружить, что ошибался.

Правда, еще в середине прошлого века это победа была не окончательной. К примеру, в сети можно найти рекламу американских кошерных магазинов, предлагающих своим покупателям осетрину.

В данной заметке мы категорически не желаем отвечать на вопрос, можно ли «хорошему еврею» есть осетрину. Пусть каждый решает это в соответствие со своими убеждениями, обычаем своей общины, мнением своих учителей и финансовых возможностей. (В Израиле и осетрина, и черная икра весьма не дешевы). Вместе с тем нельзя не привести анекдот, который р. Луис Гинцберг рассказывал о р. Шломо Шехтере. Когда последнего спросили, кошерна ли осетрина, он улыбнулся и ответил: «Одни знающие раввины говорят, что да. Другие ученые раввины говорят, что нет. Кто я такой, чтобы сказать, что знающие раввины, считавшие осетра кошерным, ошибаются?».
Subscribe

  • Current reading: мученики и иудеи

    Возвращаясь к теме двух последних постов. Как известно, большая часть наиболее резких еврейских антихристианских текстов сохранилась не в…

  • Возвращаясь к напечатанному. Валаам из Назарета

    Много лет назад аз, многогрешный, написал для Букника небольшую статью, посвященную гипотезу, что в талмудической литературе Валаам (Бильам) -…

  • Current reading. В синагогу с топором

    Не заходя под кат - какие мысли у вас возникнут, когда вы прочтете/услышате, что некто забрался ночью в ночью в синагогу, вооружившись топором?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Current reading: мученики и иудеи

    Возвращаясь к теме двух последних постов. Как известно, большая часть наиболее резких еврейских антихристианских текстов сохранилась не в…

  • Возвращаясь к напечатанному. Валаам из Назарета

    Много лет назад аз, многогрешный, написал для Букника небольшую статью, посвященную гипотезу, что в талмудической литературе Валаам (Бильам) -…

  • Current reading. В синагогу с топором

    Не заходя под кат - какие мысли у вас возникнут, когда вы прочтете/услышате, что некто забрался ночью в ночью в синагогу, вооружившись топором?…