о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Неортодоксальная, 100 лет назад



Народ массово обсуждает сериал "Неортодоксальная", о беженке из ультра-ортодоксальной семьи и общины. Сериал аз, многогрешный, не смотрел, книжку, по которой он снят, пока не читал и не уверен, что буду. Однако обсуждения фильмы напомнили мне сюжет, о котором аз, многогрешный, узнал относительно недавно

Книжку, обложку которой можно увидеть в начале постинга (кроме обложки, в сети от нее, кажется, ничего нет, а жаль, интересно было бы почитать) написала - Эстер Фрумкина, урожденная Малка Лифшиц, активистка сначала Бунда, а затем Евсекции. Причем в последней именно она специализировалась, в первую очередь, на антирелигиозной пропаганде. Как вспоминал один из современников, "Esther was described as "a sort of frenzied Medusa, whose fury was on the head of the rabbis and who counted no day complete without assault on them" (цит. по Гительману).

Причем же здесь сериал? Вот несколько фактов из биографии нашей героини, почему-то не указанных в Еврейской энциклопедии:

Во-первых, как и большинство тогдашних евреев, Малка-Эстер родилась в довольно религиозной семье. Ее дед был раввином - "мечтательным, наивным евреем не от мира сего, бедным, праведным, ученым, который умер над Талмудом" (из воспоминаний самой Эстер). Отец действительно был богатым купцом-лесоторговцем, но в то же время, в каком-то смысле, лицом духовным - чтецом в синагоге.

А во-вторых, Эстер была замужем дважды. Первым ее мужем стал товарищ-бундист, инженер Фрумкин. А вот второй раз она вышла замуж незадолго до революции - за некого РАВВИНА Лихмана, которому, вроде бы, родила ребенка. И только после того, как этот брак распался, стала пламенной антиклерикалкой.

"Совпадение? Не думаю" (с). Хотя и не знаю, о втором муже Эстер никаких сведений найти не удалось, да и вообще непонятно, как и зачем раввин женился на пламенной революционерке. Так что не исключено, что все совпадения случайны.

Ну и еще два момента. Во-первых, Википедия цитирует мемуары Айно Куусинен (жены одного из лидеров Коминтерна), в которых биография Фрумкиной пересказывается с совершенно фантастическими подробностями, не соответствующими действительности чуть менее, чем полностью (вплоть до партийной принадлежности героини):

Я всё ещё оставалась в Лефортово, но из одиночки меня перевели в общую камеру. Там находились две женщины, Мария Яковлевна Фрумкина и Тамара Постышева. Мария — образованная, энергичная женщина, мы с ней были давно знакомы. Она работала ректором Коммунистического университета трудящихся Востока. Её отец был старшим раввином в Минске. Он никак не мог смириться с тем, что его старший ребёнок — не мальчик. Потому Марию воспитывали так, как в еврейских семьях принято воспитывать старшего сына. Одевали под мальчика, и утром отец брал её с собой в синагогу, учил древнееврейским молитвам, которым девочку не научили бы никогда. Мария выросла крепкой, с мальчишескими повадками. Окончив в Минске школу, она хотела поступить учиться в Петербургский университет, но еврейкам отказывали в праве жить в столице. Однако Мария нашла хитроумный выход. Она узнала, что еврейки-проститутки могут свободно жить в столице. Она поехала в Петербург, зарегистрировалась в полиции как женщина лёгкого поведения и получила так называемый жёлтый билет. Раз в неделю она должна была отмечаться в полицейском участке.

Мария поступила в университет, сняла комнату, отец высылал ей деньги. Окончив учёбу, она вернулась в Минск и стала учительницей. Писала романы под псевдонимом Эстер, советские евреи до сих пор читают и любят её книги. В Минске Мария входила в правление сионистской организации и активно участвовала в её политической деятельности. Во время нашей тюремной дружбы она разъяснила мне, какая разница между сионистами и другими еврейскими объединениями. Я с интересом слушала её рассказы о религии евреев.


Часть этих ошибок, безусловно, на совести мемуаристки, которая через много лет могла забыть и вообще была не в теме. Но вот история про желтый билет, ее этим не объяснить никак. Неужели Фрумкина сама ее придумала?

А во-вторых, в разговоре с американским активистом Борисом Богеном Фрумкина привела весьма своеобразное объяснение, почему с таким упорством и последовательностью борется с еврейской религией и духовенством:

Вы не понимаете, в какой опасности находятся евреи. Если русский народ начнет чувствовать, что мы попустительствуем евреям, это причинит им вред. Ради самих евреев мы должны одинаково обращаться с духовенством — еврейским и нееврейским. Опасность состоит в том, что массы могут подумать, что иудаизм исключен из числа объектов антирелигиозной пропаганды. Вот почему коммунисты-евреи должны быть более жесткими к раввинам, чем коммунисты неевреи — к [православным] священникам».

"Более жесткими" они, впрочем, все-таки не были. Насколько можно судить, в первые годы советской власти репрессии против православного духовенства были более жестокими, до расстрелов включительно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments