о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Current reading на злобу дня. Еще о раввинах и эпидемии

Народ, на фоне происходящего, массово перечитывает Камю, Бокаччо и Сарамагу. А аз, многогрешный, решил выебн обнаружил раннесоветский роман, который, рискну предположить, мало кто из нас читал (да и автора, полагаю, не все вспомнят, после советской власти его, кажется, не переиздавали; у меня его имя было в глубоком пассиве, хотя, как выяснилось, в свое время даже смотрел фильму по одному из его рОманов) -

Книга, понятно, архисоветская, включая основную сюжетную линию: в Париже начинается коммунистическая революцию, буржуазное правительство и армия покидают столицу - после чего заражают городской водопровод бациллами чумы, и окружают Париж кордонами, в ожидании, пока мятеж вымрет. Однако ВПС особенно заинтересовала другая, побочная линия - о раввине (или, скорее, хасидском цадике Элеазаре бен Цви), живущем в Париже вот уже 50 лет, и о том, как он отреагировал на эпидемия:

Ребе Элеазар долго молился, склонившись над своим молитвенником. Когда он закрыл сейфер[31] и обернулся к молящимся, лицо его было спокойное и светлое. Он велел отпраздновать завтра же свадьбу на кладбище, как это повелевает обычай во время эпидемии. Подыскали тут же на месте молодого и молодую. Мануфактурщик Ешия и шапочник Сендер принялись собирать для молодой приданое. Свадьбу отпраздновали на следующий день на кладбище Баньо в присутствии евреев всего Отель-де-Виля. Молодых проводили домой. В ту же ночь молодая умерла с признаками заразы...

Когда ребе Элеазар вошел в синагогу, в ней мгновенно воцарилась полная тишина.
Все знали, что ребе весь день разговаривал с богом и что он пришел сказать что-то важное. Все взоры устремились в его сторону.

Став на ступеньку алтаря, равви Элеазар бен Цви обернулся лицом к народу и начал говорить торжественным голосом законодателя:

– Бог открыл глаза мои и разрешил мне прочесть в книге своего гнева «пикуах нефеш»[33]. На все время заразы евреи освобождаются от сидения шиве по своим покойникам, равным образом как и от ритуального погребения их. На время заразы трупы, без предварительных обрядов, будут зашиваться в холст и вывозиться на кладбище. Бог испытывает нас тяжело, и только одна молитва может его умилостивить. Малах гамавет [34] вошел в наши дома, и дверей наших не защитила мезузе [35]. Дома, которых он коснулся, будут нечисты в продолжение сорока дней и подлежат оставлению. Молитесь и просите милости.

Равви Элеазар, бледный, пошатываясь от изнеможения, сошел по ступенькам и, поддерживаемый шамесом, покинул синагогу.
После его ухода синагога наполнилась гулом взволнованных голосов.
Происшествия следующего дня, казалось, не свидетельствовали о том, что бог намерен умилостивиться. Вскоре не оказалось квартир, не оскверненных заразой. На второй день квартирный кризис принял размеры угрожающие.

Старый Михель, набравшись смелости, спросил:

– Ребе, умам нашим не сравниться с твоим. Слова твои для нас не ясны. О каких квартирах говоришь ты, за которыми стоит лишь протянуть руку?


Равви Элеазар помолчал мгновение, потом снова начал говорить словно про себя, в глубоком раздумье:

– Много еще квартир в еврейском квартале, дверей которых не хранит мезузе. Через эти двери вошел к нам малах гамавет.

Наступило продолжительное молчание. Потом ребе заговорил опять, словно продолжал вслух собственную мысль
:

Говорит равви Гилель, мудрейший из мудрецов. Во времена равви Эзра, когда народ еврейский был разрознен и кругом бушевала зараза христианства, евреи в городах, желая уберечься от этой заразы и сохранить свой завет, окружили свои жилища высокой оградой, а современники называли эти еврейские города: гетто. Но настало время, когда евреям опостылела речь отцов их, и они захотели понести свой завет к чужим на поругание. Тогда они разрушили ограду, окружавшую их жилище, и с тех пор бедствия гоев[36] стали их бедствиями, а гнев господень обернулся против них. Пока евреи не отгородят себя сызнова непроницаемой стеной от всего, что нееврейское, до тех пор их будет пожирать зараза, а ангел смерти не покинет их порогов.

Здесь равви Элеазар бен Цви дал знак рукой, что считает аудиенцию законченной, приказывая шамесу проводить до дверей прибывших.

Два дня спустя на Больших бульварах Парижа появились экстренные выпуски. В выпусках доносилось о новом сепаратистском перевороте. Еврейское население квартала Отель-де-Виль овладело ратушей и вытеснило арийцев за пределы своего квартала. Апатичное христианское население в общем не сопротивлялось. На единственный решительный отпор евреи натолкнулись в квартале Сен-Поль, населенном мелкими лавочниками-поляками. Дошло до кровавых стычек, которые привели к потерям с обеих сторон, пока не окончились победой численно преобладающих евреев.

Экстренные выпуски упоминали о расклеенном на стенах квартала воззвание еврейской общины ко всем евреям Парижа. Воззвание это якобы оповещало об образовании для защиты от заразы арийцев самостоятельной еврейской территориальной общины, отгороженной от остального города стеной баррикад; оно призывало всех евреев Парижа переселяться на ее территорию, выражая уверенность, что от этого нового бедствия, постигшего арийскую Европу в наказание за вековое угнетение еврейского народа, он уцелеет и на этот раз, если сумеет соблюсти строжайшую изоляцию.

Известие произвело во всем городе большое впечатление. С вечера в сторону Отель-де-Виля с западных и северных кварталов города потянулись длинные вереницы автомобилей, нагруженных чемоданами. Никто им в этом не препятствовал.


Фамилии р. Элеазара писатель не называет. Но, в свете недавнего заявления одного раввина французского происхождения, у меня, кажется, есть версия.

Имя автора традиционно предлагается назвать/угадать, не пользуясь Гуглем. Чтобы не нарушать традицию регулярно устраивать в этом ЖЖ мини-свояк. :)
АХТУНГ. Правильный ответ в комментах уже есть.

P. S. И да, помимо еврейского анклава и собственно коммуны, в разных кварталах зачумленного Парижа возникли, по воле автора, следующие независимые территории:

- Студенческая республика (в Латинском квартале)
- Англо-американская концецция (в районе компактного проживания туристов из этих стран)
- Китайский сеттельмент (в том же Латинском квартале, после того, как китайцы устроили переворот и перебили студентов).
- Французская монархия Бурбонов
- Русская монархия (интересно, Николая или Кирилла?)
- И, наконец, автономная негритянская республика ("основана неграми Монмартра (джаз-бандистами и швейцарами) в знак протеста против образования на территории центральных кварталов негрофобской американской власти. По рассказам очевидцев, каждому белому, пойманному в пределах нового государства, негры отрезают голову с соблюдением всех церемоний, перенятых у Ку-клукс-клана").

До мультикультурима и великого переселения мигрантов оставалось еще сто лет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments