о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Current reading на злобу дня. О холере не в Одессе и чуде с раввином

Пишут, что во Франции народ массово покупает "Чуму" Камю. А аз, многогрешный, продолжаю читать мемуары Ехезкеля Котика. В которых, среди прочего, описывает эпидемию холеры, поразившую Российскую империю в 1866 году.
Текст, среди прочего, интересен сведениями, как благочестивые иудеи пытались остановить эпидемию: и тогда, и 15 годами позже в Люблине:

Холера из Бреста, точно живое существо, прибыла прямо в Каменец. Эпидемия распространилась страшно быстро. В Бриске умерло с месяца элюль до кислева больше двух тысяч человек, и в Каменце было не менее ужасно. Из первых умерла внучка раввина, дочь реб Симхи, молодая замужняя женщина, и после неё стало умирать в маленьком Каменце по два-три человека в день, а один раз дошло до восьми в день. Вставая утром, сразу слышали о новых покойниках.

Ничего удивительного, что так много людей умирало. О дезинфекции тогда не имели никакого понятия, умерших от эпидемии обмывали дома, а не на кладбище, как принято, тёплой водой, которая лилась повсюду. Более удивительно, что не умерли все. Но и так множество полегло.

У отца умерла четырнадцатилетняя сестра и двухлетняя дочка. Евреи даже стали применять такие проверенные средства, как устройство свадьбы на кладбище дурочки-калеки со слепым парнем. Ставили на кладбище хупу с надеждой на появление здорового потомства. Помню также, как в пятницу шли через весь город с Торой в руках некоей – не рядом будь помянута – процессией, произнося: «смесь благовоний…». Но никакие средства не помогали.

Тогда ещё не знали последних средств, применявшихся пятнадцать лет назад в Польше во время холеры в Люблине.. Тогда все изготовляли колечки из лулава, запрягали четырёх девочек и распахивали кусок земли с той стороны города, откуда пришла холера. Также приводили на кладбище гоя, платили ему три рубля в день за то, чтобы он стоял там у ворот, и когда приносили покойника, говорил бы:

“Tu niema miejsca”. Гой при этом, имея гойскую голову, говорил, когда приносили покойника, нечто противоположное: “Tu jest dosyc miejsca, несите сюда всех евреев”.

Но у нас в Каменце, как сказано, ничего тогда не слышали ни о вспахивании земли с одной стороны с помощью девочек, ни о люблинских колечках, и асессор с исправником так же знали, что предпринять, как мы знали, что происходит на луне.

В первый день Сукот в течение часа умер от холеры мой дядя-раввин. Естественно, пришёл весь город, слёзы лились рекой. В доме дяди было полно народу, и помню, что палец его слегка шевельнулся и все закричали, что праведник ещё жив. Окно было открыто, и в городе тут же распространился слух, что праведник ожил. Но часа через два были похороны.

Когда я вернулся домой, бабушка Бейле-Раше меня спросила своим задушевным голосом:

«Хацкель, ты был возле дяди. Правда ли, что говорят - будто раввин вдруг сел и сказал: “Не плачьте, дети, за мной закроется земля”?»

Я ей рассказал, как всё было. Но ничего не помогло: слух продолжался.


Кстати, что касается чуда - скорее всего, оно действительно произошло, и имело совершенно естественное объяснение. Более того: как писал Дорошевич, 30 годами позже подобные "чудеса" стали одной из причин холерных бунтов в Поволжье:

Затем - эти ужасные посмертные судороги.
Холерные умирают в страшных, искривленных позах. Затем вдруг от посмертной судороги они начинают шевелиться.
Это что-то фантастическое по своему ужасу.
Я едва устоял на ногах, когда увидел это в первый раз.
Покойник, лежа в гробу, стал словно приподниматься и резким движением руки почти сбросил с себя саван.
Как вы убедите простой, темный народ, что люди, которых они вынимают из гробов теплыми, люди, которые двигают руками и ногами, - мертвые.
Те, кто клянется и божится, что видели своими глазами, как "живые люди еще шевелились в гробах", - не лгут.
Они видели действительно зрелище, невероятное по ужасу, которому нельзя поверить, если его не увидишь сам.


И что еще интересно: наряду со свадьбой на кладбище и другими проверенными мерами, евреи Каменца параллельно пытались бороться с холорей по последнему слову тогдашней медицины (разве что до баков с кипяченой водой не додумались). Только вот пользы от этих "научных" методов было не больше, чем от всего остального:

В городе было помещение с кувшинами горячей воды, имелось целое общество “растирателей”, работавших день и ночь, растирая и согревая больных. Но члены общества все до единого умерли, вместе с Йослом, их истинным командиром и большим героем.
Subscribe

  • ЦенZуре на заметку

    О том, что российское издательство «Эксмо» сняло с продажи книгу Тилар Маццео «Дети Ирены» (о праведнице народов Мира Ирене Сендлеровой) писали…

  • С рабочего стола. Казаки Голды Меир

    В предыдущем посте аз, многогрешный, привел пару примеров, когда сапоги начинает тачать пирожник. Однако, увы, даже когда эти пирожники пекут…

  • Current reading. Специалист подобен

    Два свежих примера, что происходит порой с современными учеными, вполне компетентными в своих областях, когда они пытаются сделать шаг влево или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • ЦенZуре на заметку

    О том, что российское издательство «Эксмо» сняло с продажи книгу Тилар Маццео «Дети Ирены» (о праведнице народов Мира Ирене Сендлеровой) писали…

  • С рабочего стола. Казаки Голды Меир

    В предыдущем посте аз, многогрешный, привел пару примеров, когда сапоги начинает тачать пирожник. Однако, увы, даже когда эти пирожники пекут…

  • Current reading. Специалист подобен

    Два свежих примера, что происходит порой с современными учеными, вполне компетентными в своих областях, когда они пытаются сделать шаг влево или…