о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

На злобу дня: о военно-морском флоте и нееврейском вареве

Решил собрать в кучу некоторые мысли, высказанные в дружеском сообществе в ходе обсуждения
недавнего скандала в израильских ВМФ (вкратце: матрос-нееврей, ходящий на корабле, где нет кока и каждый готовит для себя, обнаружил, что ему запрещено зажигать плиту).

1. Как мы знаем, многие традиционные культуры были весьма озабочены демаркацией линии "свой-чужой" и поддержанием социальной дистанции межды этими группами. Соответвенно, аналогичные запреты, связанные с приготовленирем или употреблением пищи, были много где. Вот, к примеру, цитата и романа о средневековых мусульманах:

Среди мусульманских воинов были еще подразделения по вере: сунниты и шииты. Суннитского толка придерживались кипчаки, а шиитского - воины из иранцев, говорившие по-персидски. На остановках сунниты и шииты никогда не садились рядом и ели из разных котлов.

А вот - эпизод из истории христолюбивого православного воинства:

В «Разсуждении о общении с проклятыми» Иоаким под угрозой отлучения запрещал воинам не только «дружество имети» со своими разноплеменными сослуживцами–иноверцами, но и говорить с ними, есть вместе, даже омывать и хоронить их тела. (Источник).

Поэтому комплексовать и рефлексировать по поводу наличия подобных запретов у иудеев, ИМХО, довольно глупо.

2. Однако за время пути собака смогла подрасти. И на многие вещи, бывшие раньше в порядке вещей, сегодня смотрят косо - по крайней мере, в обществе, считающем себя цивилизованным. В том числе - на ситуации вроде ставшей поводом для скандала.

3. Правоверные иудеи (многие) живут не в вакууме. Поэтому если некоторые из них искренне не понимают (или делают вид, что не понимают), "а че такого", другие переживают весьма неприятные минуты. А некоторые, возможно, даже вспоминают слова рабби Швондера, благословенной памяти.
Классическим примером здесь может служить эпизод из биографии р. Вайнберга, очень известного раввина прошлого века:

В частной переписке, однако, Вайнберг обсуждает достаточно деликатный вопрос о дискриминационных законах и отрицательных высказываниях о неевреях в еврейской литературе. Для Вайнберга это не было абстракцией, так как он поддерживал долголетние дружеские отношения с профессором Кале, который евреем не был. Вайнберг сам был жертвой антисемитизма, и он задавался вопросом, не было ли одним из источников антисемитизма такое отношение к неевреям у самих евреев? В личных письмах Атласу, не предназначенных для печати, видно, что размышления на эти темы приносят Вайнбергу страдания: «Видит Бог, я писал это кровью своего сердца». Приемлемым практическим решением Вайнберг считал установление в качестве Галахи мнение раввина Менахема Меири, который относил все высказывания против неевреев к язычникам древности.

4. Однако даже если человек понимает, что прогнило что-то в датском королевстве, возникает вопрос, можно ли что-то сделать в рамках религиозного законодательства и традиции. Поскольку совесть совестью, но речь, как ни крути, идет о весьма древнем законе.

Наиболее последовательное и радикальное решение предложили, как водится, представители т.н. консервативного иудаизма:

Following the example of Rabban Gamliel II and invoking the principles of Kiddush HaShem and Darkhei Shalom, we declare that any rulings concerning matters of financial or civil law in the Mishnah and Talmud that discriminate against Gentiles are not to be considered official operative Jewish Law in our day. In accord with the teachings of the Meiri we further rule that any such laws were time bound, referring specifically to pagans of any early time and therefore do not apply to non-Jews in our era. We consider such laws to be in violation of our highest moral values and impede us from attaining higher moral virtues, as Rabbi Sevi Ashkenazi indicated. Thus in regard to such matters as permission to violate the Sabbath for purposes of saving lives, the Jew and the Gentile are to be treated alike. Similarly killing, stealing and other moral and ethical offences prohibited by the Torah and Jewish Law apply to both Jews and nonJews. It is forbidden to murder, rob, cheat, deceive or otherwise harm a non-Jew. Only those rulings regarding ritual differences between Jews and non-Jews Jews and laws that effectively contribute to continued Jewish existence such as the prohibition of intermarriage remain in effect while laws intended to keep Jews from contact with idolaters such as bishul akum and the prohibition of stam yenam are no longer valid. Источник

5. Для иудаизма ортодоксального подобный радикализм, разумеется, немыслим. (Тот же р. Вайнберг совсем не случайно высказывал свои контрреволюционные мысли в переписке с вольнодумцем). Соответственно, для ортодоксов вопрос заключается в том, можно ли ликвидировать скандал точечно, с помощью галахической казуистики.

На мой непросвещенный взгляд, в данном конкретном случае сделать это было бы достаточно просто - религиозные законы как о еврейской армии, так и о нееврейском вареве, ИМХО, это вполне позволяют. (Подробности, кому интересно, в комментах). Но для этого, прежде всего, необходимо понимание, что речь идет именно о скандале.
А есть ли такое понимание и паствы и, особенно, пастырей, этого аз, многогрешный, не вем.
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…