о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:

Навстречу Новому году. Мечта одного еврея из виленского гетто. Current reading



На тему "Новый год и евреи" которой аз, многогрешный, много писал и в ЖЖ, и не только. Однако должен признать, что на все эти доводы всегда можно было возразить, что это, конечно, так, но это ведь неправильные пчелы, ибо у правильных даже мыслей таких возникнуть не может.

И вот, кажется, в недавно прочитанной книге The Tragedy of a Generation: The Rise and Fall of Jewish Nationalism in Eastern Europe (о которой мы тоже уже писали) обнаружилась, говоря словами классика, "окончательная бумажка. Фактическая! Настоящая!! Броня!!!".

Человек на фотографии - исследователь и публицист Зелиг Калманович (1885-1944). Ушедший, подобно многим современникам, из йешивы в университет, Калманович до конца своих дней оставался глубоко еврейским человекам и работал на еврейской улице. До войны он был диаспорным националистом-идишистом (в какой-то момент он даже возглавил легендарный виленский YIVO). В тридцатые годы, под влиянием европейских событий, Калманович сблизился с сионизмом. А в 1941, когда он оказался в виленском гетто, происходит возвращение к религиозным корням: Калманович ежедневно учил Талмуд с учениками местной йешивы (и участвовал в сиюме - празднике в честь завершения трактата), произносил проповеди на общинном Седере и в праздник Симхат Тора (где удостоился чести одним из первых нести свиток Торы)... Одним словом, еврейские креденталии Калмановича совершенно неоспоримы. (Note для тех, кто в теме: о проблематичных, мягко говоря, мнениях и заявлениях Калмановича нам тоже известно. Но сейчас мы не об этом.

В гетто Калманович вел достаточно активную интеллектуальную жизнь, благо работа, порученная ему немцами, оставляла на это силы: читал лекции, написал несколько статей, а кроме того, вел ивритоязычный дневник, который, к счастью, сохранился и был опубликован. И 31 декабря... впрочем, дадим слово Джошуа Карлипу:

On December 31, 1942, he expressed his desire to celebrate New Year’s Eve in his imagined future in Palestine. Given that the Germans sought to isolate the Jews from the
rest of humanity, a celebration of the passage of universal time would prove a fitting form of resistance. Recalling scenes of drunken revelry in Berlin on New Year’s Eve forty years earlier, Kalmanovitch expressed amazement at the fact that the same German people now had sunken so low. Despite the barbarity of the Germans, he nonetheless maintained
hope that humanity as a whole would emerge intact following the war. In fact, even in the midst of the war, many non- Jews demonstrated their humanity in their relationship with the Jews.


Разумеется, эта дневниковая запись ни в коей мере не является и не может являться руководством к действию. Тем не менее, вопрос о "настоящих евреях" и Новом годе после этого кажется мне закрытым уже навсегда.

Ну и, возможно, кому-то из тех, кто собирается завтра праздновать, приятно будет думать, что тем самым он воплощает в жизнь мечту незаурядного человека, пожертвовавшего возможностью спастись, чтобы до конца разделить судьбу своих братьев.
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…