о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Ханука и дух либерализма

В газете для думающих людей опубликовали датскую статью, в которой некая Шира Макин решила рассказать всю прадду о Хануке и ханукальном дискурсе (разумеется, в контексте Нетаниягу и палестинцев, здесь по-другому почти не умеют). В которой, среди прочего, пишет:

A widespread interpretation of the story of the Maccabees sees the revolt as a victory of religious fanaticism over the spirit of liberalism, secularism and universalism. Mattathias (Matityahu) and his sons not only fought against Antiochus IV, a king in the Greek Seleucid Empire who tried to wipe out their identity. They also waged a blood-drenched civil war against their “Hellenizing”
The Hasmoneans’ war was aimed primarily against Jews and not against Greeks," according to "Discourses on the Jewish Holidays," a collection published by Leibowitz's students. The first victim of this revolt, in 167 B.C.E., was a Jew. The aged priest Mattathias, “zealous for God” (as we read in 1 Maccabees 2), slew a Jew who offered a sacrifice on a Greek altar at Modi’in. Whereupon he and his sons fled into the hills and launched guerrilla warfare against the Greeks.
In contemporary terms, the Hellenists were a proud part of “woke” culture: those who drink café au lait with almond milk and tweet pearls of wisdom from the latest book by Yuval Noah Harari. The Maccabees, by contrast, were a type of “hilltop youth” or Temple Mount Faithful with weird names, who dream at night about rebuilding the Temple.


Поскольку в последнее время подобные интертрапации нередко звучат в обеиx частях политико-религиозного спектра, позволим себе вставить свои две копейки.

Прежде всего, по поводу "кровавой гражданской войны" - если верить источникам, все так и было:

И восстал вместо него Иуда, называемый Маккавей, сын его.Он распространил славу народа своего; он облекался бронею, как исполин, опоясывался воинскими доспехами своими и вел войну, защищая ополчение мечом; 4он уподоблялся льву в делах своих и был как скимен, рыкающий на добычу; 5он преследовал беззаконных, отыскивая их, и возмущающих народ его сожигал (I Маккавеев, 3:1-5).

Однако что предшествовало этим событиям? Точнее сказать, в чем именно проявился "дух либерализма и универсализма", о котором пишет товарищ Макин?
Поскольку она цитирует I книгу Маккавеев, то, видимо, доверяет этому источнику. Так что к нему и обратимся:

Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, 45и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками 46и оскверняли святилище и святых, 47чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, 48и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, 49для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления.
50А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти.
51Согласно этому писал он всему царству своему и поставил надзирателей над всем народом, и повелел городам Иудейским приносить жертвы во всяком городе.
52И собрались к ним многие из народа, все, которые оставили закон,- и совершили зло в земле; 53и заставили Израиля укрываться во всяком убежище его.
54В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники, 55и перед дверями домов и на улицах совершали курения, 56и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; 57у кого находили книгу завета и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти.
58С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города.
59И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, 60они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, 61а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали.


Красочные подробности этих репрессий (возможно, преувеличенные) приведены во II книге Маккавеев, и известны как сюжет о "мучениках Маккавейских".




Таким образом, имело место следующее: гречесвкие власти, при содействии еврейских коллаборационистов, установили в Иудее кровавый террор, огнем и мечом внедряя the spirit of liberalism, secularism and universalism (кстати, с каких пор принесений языческих жертв считается у нас "секуляризмом"?). Более того, именно они проявили подлинный religious fanaticism, не позволяя своим оппонентам жить согласно своим убеждениям.

После этого как-то трудно удивляться, что повстанцы относились к своим врагам-"либералам" не совсем по-братски. Со старостами и полицаями на освобожденных советских территориях тоже, говорят, иногда нехорошо поступали: вешали, расстреливали, а то и похуже.

Так что Ханука, если вдуматься - самый актуальный еврейский праздник. Поскольку монотеизм и прочее здесь вторично. А первично же - борьба за право меньшинства на свободу совести и и сохранение собственной идентичности. Самые что ни на есть современные либеральные ценности.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →