Полный текст по ссылке (пользуясь случаем, призываю не проходить мимо и нажимать на линк, это важно для проекта). Сюда же, по традиции, копирую самое интересное:
Для представителей еврейской элиты символы праздника, прежде всего рождественская елка, олицетворяли, что они стали частью окружающего светского общества. Богатые немецкие евреи нередко делали семейные фотографии на фоне наряженной рождественской елки.
Хозяйка популярного салона Фанни фон Арнштейн (1758-1818), одна из создательниц Австрийского музыкального общества, стала одной из первых евреек, поставивших рождественскую елку в своем доме. Впоследствии так же поступал не кто иной, как отец Теодора Герцля, основоположника современного сионизма. Более того, после того, как в 1895 году Герцль написал свое «Государство евреев», его посетил главный раввин Вены рабби Морис (Моше) Гюдеман. Историческая встреча состоялась в декабре, около рождественской елки.
Гершом Шолем, будущий знаменитый исследователь еврейской мистики, вырос в доме, где рождество отмечали «с жареным гусем или кроликом, с украшенной рождественской елкой, которую моя мать покупала на рынке около церкви св. Петра, и большой раздачей подарков слугам, родственникам и друзьям. Тетя играла на пианино, а наш повар и горничные пели «Тихая ночь, святая ночь». Как полагал Шолем, его родители считали, что рождество является «немецким национальным праздником, и мы празднуем его не как евреи, а как немцы». Став подростком, Шолем отказался участвовать в семейном праздники, и вместо этого пошел на Маккавейский бал, организованный в Берлине для неженатых/незамужних юношей и девушек.
Не позднее 1870-х годов Рождество в Америке начало превращаться из исключительно религиозного в светский национальный праздником – процесс, ускорившийся благодаря коммерциализации традиции рождественских подарков.
В результате в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Бостоне, Балтиморе, Новом Орлеане, Толедо и других городах некоторые еврейские семьи стали устраивать 24 декабря свой собственный праздник, сочетающий рождественские и ханукальные символы (независимо от того, на какие даты выпадала Ханука). Они украшали елку, обменивались подарки, вешали на входные двери венки и носки в камине. Кроме того, начиная с 1880-х и до начала II Мировой войны американские евреи немецкого происхождения устраивали рождественские балы для друзей, с ужином, танцами и концертом.
Евреи, отмечавшие Рождество, игнорировали религиозные элементы праздника. Параллельно они предавали рождественский колорит празднованию Хануки, украшая помещения гирляндами, венками и вечнозелеными кустами. Вот, к примеру, репортаж о праздновании Хануки чикагской общиной «Синай», опубликованный 27 декабря 1878 в газете Chicago’s Jewish Advance:
Красивая синагога была заполнена взрослыми и детьми. Ханукальное дерево было красиво иллюминировано восковыми свечами. Богослужение закончилось пением первой строфы ханукального гимна, исполненной хором учеников воскресной школы.
Sabbath Visitor, популярный еврейский детский журнал того времени, так же призывал использовать вечнозеленые растения для украшения помещений в праздник Огней (Хануку). Рассказ «Последнее Рождество», опубликованный в 1880 году, посвящен еврейской семье, отмечающей Хануку. Их квартира украшена портретами Моше и Джорджа Вашингтона, убранной цветами менорой, а так же венками и вечнозелеными растениями.
Возможно, самым популярным рождественским обычаем, переняты, евреями, стал обмен подарками. К примеру, классический сборник «Что должна знать каждая еврейская женщина» (What Every Jewish Woman Should Know), изданный в 1931 году, включал такой совет:
Существует освященный временем еврейский обычай, дарить подарки в честь праздника Ханука. Если расточительность, связанная с подарками, в принципе допустима, то именно в Хануку. Еврейских детей следует завалить подарками, ханукальными подарками, поскольку это, возможно, является пусть примитивным, но наиболее действенным средством, чтобы они не завидовали христианским детям с их рождеством.
Одним из главных способов публично заявить о своем еврействе в качестве «нашего ответа» рождеству стал освященный векам обычай «творить заповеди», т.е. делать добрые дела, которых ждут на Рождество от всех «добрых христиан».
Этот феномен был описан в газете American Israelite от 8 января 1886 года:
Здесь, в Цинциннати, а так же в других городах существует обычай: устраивать на Рождество обильную трапезу для всех окрестных бедных детей, а так же дарить всем детям подарки: игрушки, сладости, книжки и т.д. Несколько наиболее уважаемых граждан создали своего рода клуб, чтобы руководить этим начинанием…Могие еврейские семьи, осознав, что это делает детей счастливыми, отложили в сторону все вопросу веры и религии, и щедро жертвуют на это деньги и вещи. Они подписывались так щедро, что публика заметила, что ни в одном квартале нельзя было собрать больше подарков.
Наиболее курьезным проявлением этого феномена являются, видимо, еврейские волонтеры в роли Санта-Клаусов. К примеру, адвокат из Коннектикута Харви Кац, прихожанин синагоги «Коль Хаверим», вот уже двадцать с лишним лет развлекает детишек в своем родном городе Гластонбери.
Сегодня тысячи американских евреев вовлечены в рождество посредством благотворительной деятельности и волонтерства: дежурят в бесплатных столовых, навещают тех, кто не может выйти из дома, покупают подарки беднякам, подменяют коллег на работе… Подобное волонтерство превратилось общепринятое сочетания еврейского идеала тикун олам («исправление мира») и христианской идеи нести людям радость.