Должен признаться: после довольно мощной разъяснительной кампании, проводившейся в последние годы, в том числе, на иврите, аз, многогрешный, полагал, что традиционный предновогодний елкосрач постепенно уйдет в прошлое. Увы, приходится признать, что я в очередной раз переоценил способность людей усваивать информацию и делать выводы. Елкосрач в этом году не только не затих, но напротив, достиг новых вершин.
Нижеприведенная новость, если вдуматься, скорее, грустная. Но все равно, читается, как анекдот:
Женщина решила развестись с мужем, потому что он выбросил новогоднюю елку из дома
Такую историю семейной пары из района Хадеры рассказал в воскресенье, 15 декабря, сайт местных новостей mynet. Адвокат Зоар Рон, к которой обратился мужчина по поводу бракоразводного процесса, пояснила, что ее клиент год назад за границей познакомился с еврейкой. Они полюбили друг друга, сочетались браком, и она переехала к нему в Израиль.
Конфликты в семье начались, когда муж увлекся религией. Пик разлада произошел, когда муж выбросил новогоднюю елку, которую принесла жена. Он рассказал адвокату: все его увещевания, что иудаизм запрещает держать в доме символы других религий, не возымели действия.
По его словам, жена заявила, что выбрасывать елку, да еще не поставив ее в известность, - это дикость. Она напирала на то, что это традиция, которая не имеет никакого отношения ни к одной религии, и ничего общего с Рождеством не имеет. Рассказывала о празднике, единственный смысл которого – это отметить наступление нового календарного года. Женщина призывала супруга отнестись к елке как к украшению. Мужчина не внял доводам супруги. Он посоветовал жене отнести елку к ее родителям. Она ответила, что у родителей есть елка, которую они каждый год достают с антресолей и украшают, и вторая елка им не нужна.
Одним словом, двое не пришли ни к какому компромиссу, то есть муж не согласился на елку в доме, а женщина не отступила от традиции отмечать Новый год с обязательными атрибутами праздника. Жена собрала вещи и ушла из дома, предварительно напомнив супругу, что она терпела его пристрастие смотреть футбол, который она терпеть не может.
Впрочем, анекдот анекдотом, но на эту историю можно взглянуть и серьезно. А именно - как на повод задуматься, каков галахический статус новогодней или даже рождественской елки, и связаны ли с ней какие-либо запреты.
К счастью, все уже украдено до нас. Несколько лет назад, после скандального решения раввина хайфского Техниона, запретившего елку в кампусе, этот вопрос был исследован знающим человеком. Который, изучив его sine ira et studio, пришел к однозначному выводу:
Even if Christianity is pure idolatry form the standpoint of Jewish law, why would it be forbidden to sit and eat in the presence of a Christmas tree? Jewish law prohibits benefitting from idolatry in very specific ways. The Shulchan Aruch – the Code of Jewish Law – devotes numerous chapters to this issue. (Specifically, chapters 139 and 142 of Yoreh Deah are relevant here.)
Icons and idols that are worshipped or used in for worship are clearly forbidden. In addition, an object used to directly adorn an idol is forbidden as well. For example, a necklace that was placed around an idol’s neck for the purpose of beautifying the idol would be off limits according to Halacha.
A Christmas tree is neither worshipped nor does it serve any function in the context of worship. It is not an icon representing the deity and it does not adorn any idol. What possible basis in Jewish law did Rabbi Dukov find for prohibiting Jewish students from being in the same room as a Christmas tree?
As I mentioned above, Rabbi Dukov made reference to the Pagan origins of the Christmas tree custom. He stated that these origins render the tree “even more problematic.” From a Halachic standpoint this makes no sense. In fact, whether or not a particular practice originated in Pagan sources has no bearing whatsoever on its status as idolatry. Even an actual idol from ancient times is rendered permissible for enjoyment provided that there is no longer anyone who considers it sacred. To imply something similar regarding a Christmas tree because trees were worshipped long ago in the Ancient Near East is absurd.
To illustrate the untenable nature of Dukov’s position, let’s imagine that there were still those who worship such trees. The Shulchan Aruch (YD 142:9) states as follows:
The Asherah tree, whether it had actually been worshipped or had an idol placed beneath it, it is forbidden to sit in its shade.
The commentaries on this passage point out that the prohibition specifically describes a tree that was either worshipped or provided shade to an idol. The implication is that if neither of these qualifications are met, the tree would be permissible for enjoyment and use even ab initio. In other words, even a tree that was intended for actual forbidden idolatrous use is permissible until it is used in one of the specific ways that would render it unfit. Does Rabbi Dukov really want us to believe that a Christmas tree fits this category?
Так что наш муж правды и совета, судя по всему, пал жертвой незнания матчасти и ревности не по разуму. Впрочем, не он первый, не он последний.