
Аз, многогрешный, даже сходил по ссылке - дядька серьезен, как похоронная комиссия Политбюро.
Ну а теперь о главном. Читая в высшей степени интересную и грустную монографию Джошуа Карлипа The tragedy of a generation: the rise and fall of Jewish nationalism in Eastern Europe , аз, многогрешный, кажется, понял, кто первым назвал советскую новогоднюю елку рождественской, а Новый Год перепутал с Рождеством.
Как ни покажется удивительным, это был вовсе не какой-нибудь раввин или дикий хасид, но совершенно светский ученый - Илья Михайлович Чериковер.
На биографии этого человека стоит остановиться подробнее. Родившийся в богатой семье и получивший хорошее русское образование, Чериковер, со временем, стал убежденным идишистом и националистом, сторонником идеи еврейской автономии в диаспоре. После революции Чериковер жил в Киеве, работал в Еврейком секретариате (министерстве), собирал материалы о погромах. Затем уехал в Европу, где занимался научными изысканиями и публицистикой, став одним из создателей ИВО.
События 30-х годов - победа нацистов, аншлюс, Мюнхенский сговор, Хрустальная ночь, Эвиансксая конференция - оказались для Чериковера страшным ударом. К 39 году это был человек, осознавший свое идейно-политическое банкротство и разочаровавшийся во всем и вся: западной культуре и демократии, эмансипации, самом еврейском народе (не хотят, суки, никакого идиша, а хотят ассимилироваться!)...
В этом душевном состоянии Чериковер принял участие в идишском журнале Ойфн шейдвег ("На перепутье"), издававшимся еврейскими интеллектуалами со схожими взгядами и настроениями. В котором... впрочем, дадим слово Карлипу:
Tcherikower also railed against Soviet newspaper reports that children in the Yiddish schools of Shklov and Kapulye, two shtetlekh in the old Pale of Settlement, celebrated Christmas in the presence of Christmas trees. Through this example, Tcherikower conjured the image of apostasy having penetrated the former bastions of traditional Judaism.3
Tcherikower wrote: “And one truly becomes an ignoramus [am hoorets] when he warms himself in the Jewish shtetls around the foreign fire of Christmas trees.”
Ежу понятно, никакого Рождества в советской (советской, Карл!) школе никто отродясь не праздновал. А праздновали Новый Год, в соответствие со статьей-директивой Павла Постышева Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!. Что и подтверждают исследования русскоязычных историков:
Интересно, что новая культура в 1930-х гг. принесла евреям еще один праздник, некогда бывший традиционным для христиан - Новый Год. В 1936г в Шклове, Копулье, Краснополье в еврейских школах нарядили елки, также и в некоторых еврейских семьях устроили елки для детей.
В советской России Чериковер практически не жил. Тем не менее, как ученому или вообще человеку в здравом уме могло прийти в голову, что в советской школе, в самый разгар репрессий против духовенства, могли отмечать какой-либо христианский праздник - этого мы, увы, понять не в силах.