о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Воскрешение мертвых и другие особенности хасидской географии

История о Столыпине, обвиненного в организации погромов, и будущем Любавическом ребе, героически проникшем в кабинет министра, оказалась ниточкой, ведущей к роскошному клубку альтернативной истории и географии по-хасидски:

Прежде всего, обнаружился такой сюжет:

Пятый Любавичский Ребе, рабби Шолом-Довбер Шнеерсон, узнав о том, что Столыпиным готовится очередной указ против евреев, отправил своего сына и преемника, рабби Йосефа-Ицхока, в Петербург, чтобы тот попытался добиться отмены этого указа.

В столице рабби Йосеф-Ицхок должен был обсудить положение дел с лидерами религиозных общин. После нескольких тщетных попыток повлиять на власти решено было обратиться за посредничеством к Константину Победоносцеву, которого Столыпин глубоко уважал. Победоносцев был убежденным антисемитом, однако человеком глубоко благочестивым, питающим уважение к лицам духовного сана, независимо от конфессии, которую они представляли. После долгих переговоров Победоносцев назначил рабби Йосефу-Ицхоку аудиенцию – в пятницу вечером. При этом жил он в отдаленном пригороде Петербурга – и рабби Йосефу-Ицхоку не оставалось ничего иного, как засветло выехать из Петербурга и весь Шабос провести где-то рядом с резиденцией Победоносцева.

В России в ту пору действовал закон о черте оседлости, и евреям запрещалось селиться в столице и ее окрестностях. Под действие этого закона не попадали некоторые категории евреев – врачи, купцы, например, – и в Петербурге существовала небольшая прослойка еврейского населения, но в окрестностях столицы евреев не было вообще. Покидая столицу, рабби знал, что ему негде будет остановиться. Не могло быть и речи о том, чтобы оставаться на улице – из-за холода и опасностей, подстерегающих одиноких путников, – поэтому рабби Йосеф-Ицхок решил провести всё это время в трактире. Несколько часов он просидел там, ожидая аудиенции, а выполнив свою миссию, вернулся всё в тот же кабак и провел в нем весь Шабос.
Источник

Трудно не восхититься мужеством будущего ребе. Но есть нюанс: "дальний пригород", где он провел субботу, находился по адресу...Литейный проспект, 62! В часе неспешной ходьбы от питерской синагоги. Ибо именно в этом доме Победоносцев проживал аж с 1880 года.

Теоретически, конечно, можно предположить, что дело было на даче. Однако это еще не все. На другом кошерном сайте нам таки поведали, какой именно злодейский указ готовил антисемит Столыпин:

В те дни правительство разрабатывало очередной указ, направленный против еврейской общины, который должен был коренным образом поменять структуру еврейского образования и раввината. По прибытии в Петербург, сын Ребе смог выяснить, что страшный указ уже лежит на столе министра внутренних дел Столыпина, возможно самого влиятельного человека в Российской Империи.

Признаться, никаких следов этого законопроекта (по версии известного пропагандиста Эзры Ховкина, "предлагалось назначать на раввинскую должность только того, кто получил университетское образование") в заслуживающих соверия источниках мне найти не удалось. Однако откуда растут ноги, мне, кажется, понятно. Речь идет о решениях Съезда представителей еврейских общин при Раввинской комиссии 1910 года, который, в частности, ознаменовался острой полемикой между адвокатом Слиозбергом и пятым Любавическим ребе:

Начались заседания съезда 2 марта 1910 г. Д.Г. Гинцбург был выбран председателем съезда и вел основные заседания. Г.Б. Слиозберг приветствовал съезд... Особенно большие споры вызвало его предложение включить в резолюцию пункт об обязательности знания всеми раввинами русского языка. Он настойчиво отстаивал его, говорил о необходимости с разных точек зрения. Большая часть присутствующих поддержала его. В конечном счете его предложение было принято, хотя и с оговоркой, что данное положение не обязательно для духовных раввинов. Особенно против Г.Б. Слиозберга выступал Д.Б. Шнеерсон, который утверждал, что «путь светских знаний весьма опасен для раввина». Источник

Если речь идет именно об этом, становится понятно, откуда в легенде появился Столыпин:

Во время съезда депутация его участников в составе Д.Г. Гинцбурга, Л.С. Полякова и В.И. Темкина посетила министра внутренних дел П.А. Столыпина, чтобы выразить верноподданнические чувства и просить принять меры для улучшения положения евреев в России.

И все бы хорошо, но, опять-таки, есть нюанс. Раввинский съезд, как уже было сказано, состоялся в 1910 году. А Константин Петровоч Победоносцев почил в бозе в 1907. Поэтому для того, чтобы помочь будущему ребе, ему, видимо, пришлось ненадолго воскреснуть из мертвых.

Но, может быть, на самом деле речь шла о каком-то другом законе? Работал ли Столыпин над каким-либо еврейским законом при жизни Победоносцева? Да, работал!

Основные положения законопроекта состояли в следующем. В губерниях черты оседлости евреям разрешалось жить и в сельской местности. Евреи, имеющие право жительства вне черты оседлости, также могли обосноваться в сельской местности. Разрешались торговля, промыслы, участие в акционерных компаниях и приобретение в городских поселениях и ряде поселков недвижимого имущества Таким образом, частично отменялись Временные правила о евреях.

В конечном итоге этот законопроект действительно был отклонен царем. Но неужели нынешние апологеты считают, что Любавический ребе был в данном случае солидарен с будущим страстотерпцем?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Recent Posts from This Journal