о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Current reading: из еврейско-белорусской жизни

1. На телеге от воображаемого погрома

К моей любимой теме об устной истории и ее достоверности. На сайте питерской синагоге объявили сбор материалов о незаурядном и, видимо, очень достойном человеке. Но, увы, начали с левой ноги:

Родился Александр Ефимович (Сендер) Шифман 1892 году в белорусском местечке. Через четыре года его отец Хаим Иегошуа Шифман, спасаясь от погромов, погрузил на телегу жену Эстер-Хьену, урожденную Хейфец, старшего Сендера и годовалого Лазаря и переехал в городок Рыбинск Ярославской губернии.

Оставим в стороне в высшей степени интересный вопрос, каким образом небогатый еврей ("на телеге") смог получить правожительство в сотнях верст от черты оседлости. Займемся простой арифметикой: 1892 плюс 4 дают нам 1896 год - когда в Белоруссии никаких погромов не было в принципе! (Год спустя был погром в Шполе и Кантакузенке, но это, соответственно, Киевская и Херсонская губернии).

Что означает сей сон, и что было перепутано - место рождения? дата рождения? причина отъезда? - не вем, и буду рад выслушать предположения уважаемых читателей. Но вот того, что написано, быть не могло по определению и по обстоятельствам.

2. Субботние развлечения витебских евреев

О том, как евреи Витебска, проводили субботу, современный читатель знает, в первую очередь, из сусальных мемуаров Беллы Шагал. Однако в синагогу Белла по субботам не ходила, и о том, что там происходило, возможно, не знала.э
К счастью, в том же Витебске учился в семинарии Георгий Шавельский, будущий протопресвитор русской армии. Чьи мемуары позволили нам заполнить этот пробел:

По субботам после обеда наши бурсаки вели бои с евреями около синагоги, находившейся на северной окраине города недалеко от Ильинской церкви. Бои начинались малышами, вызывавшими евреев на бой. Когда же выступали евреи, нередко с участием взрослых, даже пожилых. тогда из засады выбегали наши бойцы и разгорался серьезный бой. Нашей опорой были Юзя Стукалич и Яша Емельянович. К сожалению, у последнего было слабое место: малейший удар в нос вызывая сильное кровотечение, и Яша выбывая из строя. Третьим по удали и успехам бойцом был мой однокурсник Семен Григорович. У него был свой метод борьбы: бросаясь «баранком», согнув голову, он ударял в живот или в грудь противника и опрокидывая его. Или же он прижимал противника к стене или забору и царапая ему лицо ногтями, специально для этого отпущенными. Это была жестокая операция: кожа клочьями валилась с лица противника, обливавшегося кровью. Я в бойцы не годился и на третьем году учебы мною стали пользоваться только как застрельщиком.

Подозреваю, что многие увидят здесь "антисемитизм". Однако если прочесть несколько предыдущих абзацев, то понимаешь, что, скорее всего, здесь имело место нечто совсем другое.

3. Еврейские дети в церковно-приходской школе

Еще из мемуаров Шавельского:

В церковно-приходской бедрицкой школе учительницей была дочь Осипа Ивановича Мария, очень скромная, добрая и приветливая девушка и очень слабая учительница. Пока шли занятия в школе, я весь свой досуг отдавал ей, стараясь восполнить недочеты милой Марьи Осиповны. Кое в чем мне удалось это. В школе училось несколько еврейских детей, родители их попросили меня разрешить их детям посещать и мои уроки по Закону Божию. Я, конечно, разрешил, и еврейская детвора после того не пропускала ни одного моего урока. Вскоре мне была отпущена сумма на постройку нового здания для школы.

Зачем евреи отдавали своих детей в ЦПШ, я понять могу - для бедных жителей белорусской глубинки это, видимо, был единственный шанс бюджетно научить их читать по-русски. Но вот зачем им понадобился Закон Божий в исполнении попа? Неужели из принципа "лучше хоть какое-то религиозное воспитание, чем никакого"?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments