Top.Mail.Ru
Смешанные чувства, или еще раз о коллективной национальной ответственности - о.Арониус — LiveJournal
? ?
о.Арониус
November 11th, 2019
09:50 am

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Смешанные чувства, или еще раз о коллективной национальной ответственности
Сначала о бочке меда. Как и многие мои знакомые, в эти выходные аз, многогрешный, побывал на концерте Александра Городницкого, где с удовольствием послушал старые (и некоторые новые) песни и байки, а главное, смог убедиться, что патриарх по-прежнему как коньяк - чем старше, тем крепче.

А теперь, увы, о ложке дегтя. Впрочем, сначала лирическое отступление. Много лет назад никто иной, как Александр Моисеевич, в одной из своих книг писал:

Сам Самойлов вполне унаследовал моральную традицию ведущих российских писателей от Достоевского до Толстого искать в себе, а не в окружающих, причины общественных неурядиц. В последнюю встречу мы с ним из-за этого даже поспорили, так как он вдруг начал говорить об исторической вине евреев перед русским народом: "Не надо было евреям лезть в первое советское правительство и чека".

ИМХО, в данном случае суждения Городницкого верны, Самойлова же неверны. Не потому, что "евреи", и не потому, что не было преступления. Но потому, что о национальной "вине" и покаянии можно говорить только в одном случае: когда преступления были совершены государством как "официальным представителем нации (как в случае с нацистской Германией) или, в крайнем случае - организацией, действующей от имени народа и при значительной поддержке с его стороны. Во всех же остальных ситуациях речь может идти только о преступлениях отдельных лиц той или иной национальности, за которырых, сколько бы этих лиц не было, коллективной ответственности нет и быть не может. Поэтому евреи, к примеру, не должны каяться за ГУЛАГ, хотя руководство Беломорканала напоминало правление синагоги, или за подвиги Якуба Бермана и других палачей из послевоенной польской Госбезопасности. (Примеры из истории других народов каждый, думаю, сможет найти самостоятельно).

Ну а теперь - собственно, ложка. Ибо если доктор, профессор, заслуженный деятель и прочая, прочая, прочая Александр Моисеевич Городницкий понимал это уже тридцать лет назад, то какого же, простите, хера сейчас он публикует стихи, само название которых - заведомая ложь, а содержание - призыв к коллективной этнической ответственности?

К ЗАПРЕТУ В ПОЛЬШЕ УПОМИНАНИЯ О ХОЛОКОСТЕ

Пылится и сегодня в их домах.
Во рвах безвестных истлевают кости
Под бездною небесной синевы.
Но немцы признавались в Холокосте,
Поляки не покаялись, увы.


Нет, я, как бы, в курсе, что когда Городницкий пишет на злобу дня (а так же на еврейскую тему), чаще всего получается хрень. Но, блин, всему же есть граница. :(((

Current Music: Аида (Ферраро, Нильсен, МакНейл, Гяуров)

(94 comments | Leave a comment)

Comments
 
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:lj_frank_bot
Date:November 11th, 2019 07:51 am (UTC)
(Link)
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История, Общество, Религия.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 11th, 2019 07:56 am (UTC)
(Link)
Религия - нет.
Зато еще Литература и Поэзия.
[User Picture]
From:sergeyoho
Date:November 11th, 2019 08:22 am (UTC)
(Link)
Но потому, что о национальной "вине" и покаянии можно говорить только в одном случае: когда преступления были совершены государством как "официальным представителем нации (как в случае с нацистской Германией) или, в крайнем случае - организацией, действующей от имени народа и при значительной поддержке с его стороны.

Если смотреть на вопрос сугубо рационально, то идея «национальной вины и покаяния» в принципе не кажется особо логичной, если все (или почти все) участники событий уже умерли. Дети, внуки и правнуки-то при чём? Будь это государство, организация или отдельные нехорошие граждане.

Мир однако не слишком рационален.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 11th, 2019 08:27 am (UTC)
(Link)
От профессора и доктора всяческих серьезных наук можно, ИМХО, ждать чуть больше рациональности. Даже если он еще и поэт.
[User Picture]
From:janka
Date:November 11th, 2019 08:43 am (UTC)
(Link)
Ээээ. А с каких пор Берут - еврей?
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 11th, 2019 09:01 am (UTC)
(Link)
Потому, что имелся в виду Якуб Берман. :(
[User Picture]
From:Igor Petrik
Date:November 11th, 2019 08:46 am (UTC)
(Link)
Это же стихи, слово шмальцовник не подошло по рифме, а фраза "при значительной поддержке отдельных представителей" не подошла по размеру.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 11th, 2019 09:03 am (UTC)
(Link)
А название тоже в рифму не лезет? :(

Шмальцовников, кстати, в Польше однозначно называют преступниками. Включая тех, кого обвиняют в антисемитизме.
[User Picture]
From:chipka_ne
Date:November 11th, 2019 08:52 am (UTC)
(Link)
Это все "Некрасов Коля, сын покойного Алеши" напортил. Внешил, неведомо зачем, что "гражданином быть обязан", вот и рифмуют свое политическое кредо почем зря.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 11th, 2019 09:10 am (UTC)
(Link)
Так ведь мы, собственно, именно про кредо. А не про качество конкретного стиха.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
[User Picture]
From:ermite_17
Date:November 11th, 2019 09:22 am (UTC)
(Link)
Поэт в тренде. Что Польша по крайней мере частично виновата в развязывании войны и в Холокосте - это позиция, которую уже много лет у нас продвигают только что не прямо с официальных трибун. Некоторую сложность представляет то, что поляки воевали на стороне союзников и в Ваффен-СС не вступали. Но тут уже простая логика: кто нас не любит, тот за Гитлера.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 11th, 2019 09:28 am (UTC)
(Link)
Поэт сразу в двух трендах, не только российском. :(
[User Picture]
From:mezeh
Date:November 11th, 2019 10:52 am (UTC)

Mezeh

(Link)
Ну насчёт границы, пробить можно любое дно. Характерно сравнение с немцами.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 11th, 2019 11:04 am (UTC)

Re: Mezeh

(Link)
Надо сказать, что проверять факты патриарх, похоже, никогда не любил. Вот, к примеру, из той же книги:

С горечью рассказывал Витек о том, что прежде чем вступить в бой с немцами, еврейские повстанцы должны были перебить внутреннюю охрану юденрата, состоящую тоже из евреев, продавшихся немцам только за то, что их убьют в последнюю очередь. О том, как подпольная польская организация "Армия крайова", готовившая свое восстание против немцев, отказала "жидам" в помощи оружием; как, когда полыхало с четырех сторон подожженное немцами гетто, поляки с усмешкой говорили: "Клопы горят". Усмехаться варшавянам было недолго. Через несколько месяцев генерал Комаровский-Бур поднял свое восстание против немцев, надеясь на помощь советских войск, уже стоявших на правом берегу Вислы в ожидании приказа Сталина штурмовать. Приказа, однако, не последовало. Великий полководец дал немцам подавить варшавское восстание, как его участники дали тем же немцам уничтожить восставших евреев, и только после того Варшава была взята советскими войсками.
[User Picture]
From:andronic
Date:November 11th, 2019 11:57 am (UTC)
(Link)
> организацией, действующей от имени народа и при значительной поддержке с его стороны.

И вот тут мы оказываемся в настолько оценочной зоне, что во многих случаях хрен разберешься.
Что именно считать "значительно поддержкой" организации?
Как именно ее оценивать.

Насчет государства как представителя нации тоже не всегда понятно - в какой степени это представительство явочным порядком государством присвоено тем или иным образом.
[User Picture]
From:andronic
Date:November 11th, 2019 11:59 am (UTC)
(Link)
К предыдущему.
Если, скажем, касаться госудаства Израиль. Коль скоро Израиль недвусмысленно и многократно себя определяет как еврейское государство, должен ли нести за его действия всякий еврей, проживающий на планете Земля?
[User Picture]
From:alexcohn
Date:November 11th, 2019 06:48 pm (UTC)
(Link)
Боюсь, что его никто не спрашивал последние 70 с лишним лет, и в будущем не спросит.
[User Picture]
From:anna_bpguide
Date:November 11th, 2019 01:18 pm (UTC)
(Link)
Да.
Не может быть коллективной этнической ответственности. Хотя бы потому, что принадлежность к этносу человек обычно не выбирает. В отличие от членства в партии, от нахождения в должности.
[User Picture]
From:umbloo
Date:November 11th, 2019 05:57 pm (UTC)
(Link)
Да.
[User Picture]
From:lynx9
Date:November 11th, 2019 02:11 pm (UTC)
(Link)
" о национальной "вине" и покаянии можно говорить только в одном случае"

Оно и в этом не стоит.
Потому как получится такая же хренотень, что с Германией, где преступники перемерли уже, а от потомков все еще требуют покаяния.
Кроме того, Беломорканал и прочая совершалась при поддержке или непротивлении, в конце концов, _русского_ народа, а кто в здравом уме захочет требовать от русских покаяния в грехах более чем полувековой давности?

В общем, я за то, чтоб раздать всем сестрам по серьгам в реальном времени и больше не париться...
[User Picture]
From:lynx9
Date:November 11th, 2019 02:15 pm (UTC)
(Link)
"какого же, простите, хера сейчас он"

Так то ж были евреи, а это поляки :)))

Уж жителю-то Израиля удивляться грех. Выйдите на площадь не в жж, а в фб с анонимного (разумеется) эккаунта и напишите

1. (анти) расисткий пост о евреях
2. (анти) расисткий пост о арабах

запасайтесь попкорном и подсчитывайте граждан, отметившихся тут и там с противоположными суждениями. :)

Edited at 2019-11-11 02:19 pm (UTC)
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 11th, 2019 02:51 pm (UTC)
(Link)
Это понятно.
Просто не каждого получается "уличить" его же собственной цитатой. :)

Edited at 2019-11-11 02:52 pm (UTC)
[User Picture]
From:xxxxx
Date:November 11th, 2019 05:30 pm (UTC)
(Link)
"Не надо было евреям лезть в первое советское правительство и чека" --- очень мудрая мысль кстати. Да и гоям лезть туда не следовало.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 11th, 2019 05:34 pm (UTC)
(Link)
В первое, кстати, они и не лезли. Ну, кроме одного.
[User Picture]
From:messala
Date:November 12th, 2019 04:39 am (UTC)
(Link)
Чему Вы удивляетесь?
В одной из просматриваемых мною лент прямо перед Вашим постом:

https://roman-kr.livejournal.com/2188834.html
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 12th, 2019 05:59 am (UTC)
(Link)
Поскольку книжку я покупать не стал, это я увидел уже после концерта и написания этого постинга.
[User Picture]
From:messala
Date:November 12th, 2019 05:07 am (UTC)
(Link)
Ой. Почитал по Вашей ссылке. Ваще Юнна Мориц какая-то.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 12th, 2019 06:32 am (UTC)
(Link)
У патриарха, когда он писал на эмоциях и на злобу дня, и раньше, чаще всего, получалась хрень.
Powered by LiveJournal.com