Еврейский Судный день - о чем свидетельствует бесчисленное множество мемуарных, художественных, изобразительных и даже кинематографических источников - это, прежде всего, набор законов и ритуалов, исполняемых в синагоге и, в меньшей степени, дома. Все, что происходило в общественном пространстве между ними, было совершенно нерелевантно - прежде всего, поскольку там ничего и не происходило: в больших городах - из-за демографии, в местечках - поскольку "суббота суббот" ничем не отличалась от обычной субботы. (Поэтому проехавший на телеге мужик или баба, торгующая на рынке снедью, решительно никого не напрягали).
Важно при этом помнить, что о религии (в ортодоксальном смысле) речь шла далеко не всегда: еврей мог ничего особо не соблюдать, и в Бога не слишком верить, и в синагогу приехать на извозчике или автомобиле. Соответствующие случае в литературе вполне описаны.
Выход Йом Кипура в общественное просранство происходит только в конце XIX века. И выражался - в демонстративном, нарушении религиозных запретов антиклерикальными группами (от анархистов до Бунда), боровшимися за новую, секулярную еврейскую культуру и идентичность. (Мы в свое время об этом писали). Т.е. это был феномен, прямо противоположный "израильскому" Йом Кипуру
Совершенно иное дело - Йом Кипур израильский. В синагогу израильтянен чаще не заходит, чем заходит. (Что, в общем, вполне понятно: в отличие от больших синагог диаспоры, израильская модель богослужения на захожан совершенно не рассчитана). Дома каждый молодец поступает на свой образец. Соотвественно, единственным местом, где "происходит" израильский Йом Кипур, является общественное протранство! Там и только там происходят видимые изменения (отсутствие транспорта, закрытие всего и вся), там и только там совершаются ритуальные действия вроде катания на велосипедах и прогулок по проезжей части.
Решительно не хочу разбирать, какой из двух Йом Кипуров, еврейский или израильский, "лучше" или "правильнее", и вообще использую эти термины сугубо безоценочно. Но вместе с тем не могу не признать, что израильская культура, во всех ее проявлениях, мне как-то не слишком близка и интересна, в отличие от. Поэтому, по большому счету, мне довольно все равно, останется Судный день в Израиле, как сейчас, или станет как обычная суббота.