о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Current reading: проблемы девушки из хорошей еврейской семьи



Отрывок из мемуаров Розы Винавер (урожденной Хишиной), жены известного еврейского деятеля и одного из лидеров российских кадет Максима Моисеевича Винавера. ИМХО, хорошо показывающий, как менялись нравы в переломную эпоху.

Хишина родилась в Москве в традиционной еврейской семье, и получила религиозное воспитание - правда, с поправкой на обстоятельства места и времени:

Итак, я выросла в очень ортодоксальной обстановке. Всерелигиозные обряды исполнялись очень строго, и мы, дети, их очень хорошо знали. Очень мы боялись нашего еврейского Бога,очень хорошо знали, какие кары за какие прегрешения полагаются.
Одновременно с влиянием той еврейской атмосферы, которая окружала меня в семье, была жизнь вне семьи. Школа сее учителями и подругами, сама Москва с ее народом, театрами, собраниями, все это было русское, чисто русское. Язык наш был чисто русский, даже в семье. И эта русская культура глубоковходила в душу, начиная с самых ранних лет. Еврейского народа мы не знали, мы знали отдельные еврейские семьи, но народ,нас окружавший, был русский. Никакого антисемитизма мы нечувствовали нигде. Мы жили общей жизнью с нашими православными подругами, с нашими нянями, которые водили нас в церковь, с нашими преподавателями; мы проникнуты былирусскими интересами, литературными, историческими.


Будь дело в старозаветные времена, у Розы не было бы никаких хлопот: по достижении брачного возраста ее выдали бы замуж за первого встречного того, кого нашли бы ей родители, и делу конец:

Мать моего мужа происходила из раввинской семьи, и отец ее был сыном знаменитого пражского раввина. В семье М. М-ча передавалась легенда о замужестве его бабушки. Мать этой бабушки была просватана за кого-то, которого она, пообычаю, совершенно не должна была до свадьбы видеть и которого случайно и родители ее не знали. Когда жених приехал насвадьбу, он оказался горбатым и хромым. Но делать было нечего:слово было дано, и свадьба состоялась. Когда же бабушку моегомужа сосватали с сыном раввина из Праги, родители ее потребо-вали, для того чтобы не повторилась такая же история, чтобы обестороны обменялись портретами жениха и невесты.

Но, увы, прежнее благочестие к тому времени уже было порушено. Поэтому, окончив школу, Роза Хишина пошла не под венец, а на Высшие женские курсы, где училась, среди прочих, с дочерью Льва Толстого.
Оказавшись на свободе, Роза могла, теоретически, познакомиться и влюбиться в какого-нибудь православного студента. Но добрый еврейский Бог судил иное: ее избранником стал хороший еврейский мальчик из Варшавы, Максим (Мордехай) Винавер, который в 1894 году сделал ей предложение.
Казалось бы, еврейская мама (отец Хишиной к тому времени скончался) должна была быть довольна. Но не тут-то было!

Когда я объявила матери, что хочу выйти замуж за М. М., она категорически зая-вила, что ни за что этого не допустит.Считалось признаком вольного поведения девицы, если она сама себе выбирала спутника жизни. Мать моя так трагично отнеслась к моему про-екту замужества, что даже заболела. Я очень ее любила и переживала тяжелые минуты. С одной стороны страх за ее жизнь, с другой – мое серьезное чувство, которым я не могла пожертво-вать. Мое предстоящее замужество во многом мою мать трево- жило. Либеральные профессии не очень-то уважались в москов-ской крупной буржуазии. К тому же ее беспокоило отсутствие у М. М. религиозности.Все же ее в конце концов как-то уговорили. В особенностина нее подействовал тот факт, что тогда было несколько случаев, что девушки кончали самоубийством, когда родители проти-вились их браку. И она, бедная, согласилась, хотя должна была оставить те мечты, которыми она себя питала на мой счет. Но она поставила условием, что я буду продолжать исполнять всерелигиозные обряды. Она не знала, что я давно от них отошлa.

Итак, молодые благополучно поженились. Казалось бы, все трудности позади. Ан хрен!

И мы покинули Москву. Сначала мы съездили в Варшаву. Весь круг моего мужа в Варшаве был возмущен, что он женилсяна «москальке», как они меня называли. Никто не хотел говорить со мною по-русски.
Семья, из которой происходил М. М., была из так называе-мых «поляков Моисеева закона».
Дед его был председателемеврейской общины в Варшаве, что не мешало ему и его семье быть вполне ассимилированными.


Поляки Моисеева закона, усвоившие кодекс настоящей польской девушки - пожалуй, лучшая часть этой истории.

P. S. Пожалуй, добавлю еще одну историю - про то, как евреи русских детей спаивали морально разлагали, а бдительный поп на них донес куда следует. (Хотя, возможно, стоило приберечь ее до декабря, когда начнется очередной сезон елкосрачей):

Мы живали в деревне только летом, но однажды мы решилипровести Рождество в деревне. Решили устроить в школе для де-ревенских детей елку. Получилась чудесная елка, и в деревне все были в восторге, не только дети, но и взрослые, которые ввиду отсталости нашего уезда никогда елки не видали. На елку были приглашены окрестные священники, за исключением одного,который славился своими интригами. И вот этот священник написал донос на школу, что она проникнута слишком прогрессивным духом и что в ней устроили елку, не испросив на то предварительного разрешения. Нам то было все равно, но бедный нашсвященник очень пострадал, был вызван к благочинному и елеотделался выговором. А то его хотели сослать в дальний уезд.
Subscribe

  • С рабочего стола. Тайна простыни с дыркой

    Во первых строка должен сказать, что мне стыдно. О том, откуда, скорее всего, есть пошла легенда о дырке в простыне, проф. Шапиро написал еще 7…

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments

  • С рабочего стола. Тайна простыни с дыркой

    Во первых строка должен сказать, что мне стыдно. О том, откуда, скорее всего, есть пошла легенда о дырке в простыне, проф. Шапиро написал еще 7…

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…