К началу учебного года опубликовал отрывок из мемуарного сборника, который мне довелось переводить - о, насколько я понимаю, практически забытом (в отличие от традиционного хедера) педагогическом эксперименте начала прошлого века.
Как обычно, публикую наиболее интересное здесь (с неизменной просьбой кликнуть на линк, ибо для проекта это важно:
До появления прогрессивного хедера еврейское образование в Слуцке оставалось убогим и отсталым, будучи полностью отдано на откуп меламедам, учивших палкой и ремнем, и знать не знавшим ни об иврите, ни о национальном духе. Поэтому не удивительно, что прогрессивный хедер столкнулся с решительным сопротивлением меламедов-святош, не останавливавшихся перед доносами начальству.
В 5664 (1903-04) году в Слуцке появился новый преподаватель, Мордехай Хазанович, приехавший из Старых Дорог, где он был домашним учителем в семье Лейба Бергера. Хазанович нашел в Слуцке жену и обосновался в городе. Вскоре он прославился как хороший учитель, обладающий педагогическим чутьем (несмотря на то, что не получил никакого педагогического образования и никогда не учился ни в каком педагогическом училище). На жизнь он зарабатывал частными уроками. Множество богатых семейств желало, чтобы именно он учил их детей ивриту.
Тем временем до Слуцка докатилась весть о прогрессивных хедерах. Традиционные хедеры и талмуд-торы для детей бедняков еще правили бал. Нашелся, правда, молодой меламед, который поставил в своем хедере современные парты, однако методика преподавания осталась прежней. Хазанович, разумеется, присоединился к обществу любителей иврита (ивритоговорящих), влачившее жалкое существование. Он посетил и некоторое время преподавал в прогрессивном хедере в Гомеле, которым руководил И. Адлер, где его познакомили с основами преподавания согласно так называемому «естественному методу».
После этого у него возникла мысль открыть похожий хедер в Слуцке. Некоторые родители его в этом поддержали, основную же помощь оказал лидер местных сионистов присяжный поверенный Карпман (несмотря на то, что не собирался отдавать в прогрессивный хедер своих детей).
Хазанович энергично взялся за воплощение своей мечты, и убедил своих товарищей Нахмановича и Когана присоединиться к нему. Принципы новой школы были следующее: смешанное обучение – мальчики и девочки вместе, и преподавание по методу «иврит через иврит».
Друзья сняли просторную четырехкомнатную квартиру, к которой прилегал закрытый дворик, заказали мебель столяру Товии Механику и его сыну Йосефу, пламенному сионисту. Мебель делали по образцу местной гимназии: парты, кафедры, доски, шкафы и т.д. В городе и в синагогах расклеили объявления об открытии прогрессивного хедера. Сионисты помогли с рекламой, которая принесла свои плоды: прогрессивный хедер открылся осенью 5667 (1906) года, и сразу же заполнился учениками, поступившими в первый, второй или третий класс.
Трое преподавателей приобрели удостоверения меламедов, украсившие стены классов, и работа закипела. С первого дня преподавание велось по методу «иврит через иврит».
Меламеды-святоши развернули против прогрессивного хедера яростную агитацию. И в самом деле: мальчики и девочки учатся вместе, ученики ходят с непокрытыми головами – ужас! Однако ничего не помогло. К лету учеников стало так много, что пришлось нанять еще одного учителя. Руководители школы написали письмо Аврааму Эпштейну, жившему в это время в Варшаве. Тот немедленно ответил согласием, вернулся в Слуцк и присоединился к педагогическому коллективу. К этому времени Эпштейн приобрел опыт преподавания «естественным» методом, и вообще был учителем и воспитателем от Бога. Поэтому его появление сделало прогрессивный хедер еще более привлекательным, и в него записалось множество новых учеников.
Душой предприятия был Хазанович, ставший старожилом Слуцка и отцом семейства. Он занимался всеми техническими вопросами, связанными с работой прогрессивного хедера. Прочие учителя, холостые экстерны, стремились сделать карьеру и достичь в жизни большего; многие из них грезили об отъезде в Землю Израиля. Поэтому в прогрессивном хедере они не задерживались.
В религиозных кругах обвинения против прогрессивного хедера с каждым днем звучали все громче. Раввины предали его анафеме. Один старик надолго отлучился из города, а вернувшись, обнаружил, что его внук учится в прогрессивном хедере. Старик поднял крик, стал справлять траур, как по умершему, и заявил, что не прекратит, пока его внука не заберут от этих безбожников.
В один прекрасный день в прогрессивный хедер нагрянула полиция. Полицейские тщательно обыскали все парты, дымоходы и даже чердак. Искали оружие еврейской самообороны. Подозрения полиции были небезосновательны – один из учителей действительно состоял в отряде самообороны, и настойчиво требовал у богатых евреев, сдавать деньги на приобретение оружия. Кто-то из них, видимо, донес. Никакого оружия, разумеется, не нашли, поскольку оно было спрятано в гораздо более надежных местах. После беседы с полицейским надзирателем Гворским обыск прекратился.
Как уже было сказано, холостые учителя в хедере не задерживались. Первым «дезертиром» стал Ш. Н. [видимо, сам Нахмани], который в силу причин, не связанных со школой, вынужден был уехать из Слуцка в 5668 (1907-08) году. Его место временно занял учитель Элиягу Гринфельд (он же Элиягу Яркони, один из старейших учителей Петах-Тиквы). Он тоже недолго проработал в школе – так же, как Авраам Эпштейн и Дов Коган, которые уехали из Слуцка. На их место пришли другие учителя. Тем не менее, прогрессивный хедер процветал вплоть до октябрьской революции.
Ну и к другой сегодняшней дате, печальной юбилейной:
День назывался "первым сентября".
Детишки шли, поскольку - осень, в школу.
А немцы открывали полосатый
шлагбаум поляков. И с гуденьем танки,
как ногтем - шоколадную фольгу,
разгладили улан.
Достань стаканы
и выпьем водки за улан, стоящих
на первом месте в списке мертвецов,
как в классном списке.
Снова на ветру
шумят березы, и листва ложится,
как на оброненную конфедератку,
на кровлю дома, где детей не слышно.
И тучи с громыханием ползут,
минуя закатившиеся окна.
Автора, думаю, все знают.