о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Current reading: человек, приговоривший себя к еврейству-2



Читаючи книжку Гиллеля Галкина Jabotinsky: A Life (Jewish Lives), обнаружил интересные факты, связанные с изгнанием Жаботинского из подмандатной Палестины (в 29 году, после арабских беспорядков) - и, ИМХО, проливающие дополнительный свет на трагическую судьбу этого незаурядного человека.

Согласно официальной биографии, узнав, что ему запрещен въезд в Палестину, "Жаботинский не примирился с этим решением, он обратился в английские инстанции, но надежды на успех были малы. Волей-неволей ему пришлось смириться, и с этого момента ему оставалось только наблюдать издали за событиями на родине". Факты, однако, рисуют несколько иную картину.


О том, что ему запрещен въезд в Палестину, Жаботинский узнал в июне 1929, вернувшись в Европу из турне по ЮАР. Тогда же он узнал, что страховое общество "Иудея", где он работал, обратилась к британским властям с просьбой разрешить ему приехать на некоторое время, чтобы передать дела - и написал министру колоний Пасфильда, что такой вариант его решительно не устраивает.

Несколько дней спустя друг и соратник по Ревизионистскому движению предлагает Жаботинскому начать общественную кампанию протеста. Жаботинский благодарит - и вежливо отказывается, поскольку, де, этим должна заниматься Сионистская организация. В том же письме Жаботинский уведомляет, что запретил другому соратнику, Шехтману, предпринимать какие-либо шаги от имени Ревизионистской организации.

Две недели спустя Жаботинский узнает, что один из деятелей Сионистской организации, близкий друг Вейцмана математик Зелиг Бродецкий ведет с британскими властями переговоры относительно отметы указа - и дает распоряжение поблагодарить профессора в частном порядке, однако ни коим образом с ним не сотрудничать. Тогда же в частных письмах он признается, что "лишение визы меня не расстроило", и что "я решил навсегда поселиться в Париже".

До конца жизни Жаботинский лишь единожды попытался вновь побывать в Палестине, обратившись в консульство за туристической визой (отказано). Больше он к этой теме не возвращался. Складывается ощущение, что невозможность жить в Палестине - и, соответственно, "необходимость" жить в Европе - его абсолютно устраивали.

Впрочем, зная обстоятельства жизни Жаботинского в Палестине, удивляться этому не приходится. Впервые он оказался там в 1918 году, в качестве офицера британской армии. Первое время он жил там с ППЖ, сестрой милосердия Ниной Берлиной (впрочем, быстро уехавшей в Швейцарию), затем к нему приехали жена и сын. Довольно быстро Жаботинский впал в глубокую тоску и депрессию, на которые постоянно жаловался в письмяах ("Атмосфера здесь угнетающая"...Песчанныю дюны Тель-Авива наводят "a melancholy and irritable mood. They make me think of vanished hopes", и т.д.). Поэтому как только ему предложили работу в Лондоне (в Еврейском национальном фонде), Жаботинский полетел туда на крыльях ветра.

Второй раз Жаботинский поселился в Палестине в 1926 году, в качестве директора страхового общество "Иудея". Работа давала ему 500 долларов в месяц (огромная по тем временам сумма), плюс он стал редактором газеты «Доар га-Йом» («Дневная почта»). Тем не менее, жизнь в Палестине его удручала (частично из-за политических конфликтов). Поэтому в 29 году он вернулся в Париж, написав, что испытывает огромное облегчение, покидая Палестину, и что чувствует себя в Палестине в большем изгнании, чем в Париже. .

Как некоторые, возможно, помнят, много лет назад аз, многогрешный, написал статью Человек, приговоривший себя к еврейству, в которой высказал нехитрую мысль, что пламенный сионист Жаботинский фактически был антисемитом в самом буквальном смысле этого слова - не любил евреев и никогда этого не скрывал. И вот выясняется, что к "исторической родине" Владимир Евгеньевич испытывал, похоже, схожие чувства.

В общем, даже не учитывая других обстоятельств его жизни - совершенно неудивительно, что он умер от инфаркта еще совсем не старым.

P.S. В комментах стихийно возник мини-свояк для всех желающих: что еще еврейское Владимир Евгеньевич ненавидел и даже пытался искоренить (безуспешно)? Правильного ответа пока нет. UPDATE: Уже есть.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments