о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Новости культуры. Прозрение слепых и мастер-класс с трупом Ленского

Так получилось, что в последние дни аз, многогрешный, чуть ли не ежедневно знакомлюсь с достижениями современной оперной режиссуры.

Сначала в маисках материалов аз наткнулся на резенцию - которую советую прочесть целиком, ибо в ней прекрасно все, включая фамилию автора - где был, в частности, такой пассаж:

Варликовский, уже поставивший в Мюнхене скандального «Евгения Онегина», где главный герой в сцене дуэли грустно вальсировал с трупом Ленского

Потом нашел в сети постановку "Тоски", которую с удовольствием послушал (прежде всего ради Маркова), а вот смотреть не смог, поскольку поставлено это было так

Кинорежиссер Кристоф Оноре...придумывает новую историю: старая артистка живет затворницей в богатом доме в окружении старых портретов, афиш, костюмов.Сюда приходит съемочная группа. Они хотят снять документальный фильм о живой легенде, но постепенно съемки превращаются последовательно в мастер-класс для молодой исполнительницы партии Тоски (ее поет восходящая звезда мировой оперы, симпатичная афроамериканка Эйнджел Блю), возрождение воспоминаний тенора, который уже не молод и помнит примадонну на сцене, и, наконец, властного продюсера всей этой истории, садиста и фанфарона – таким Скарпиа предстает у Алексея Маркова.



И, наконец, вчера мы побывали на "Риголетто", показанном в рамках Иерусалимского оперного фестиваля.

Поскольку спектакль ставила латышка (некто Резия Кальнина), мы сразу поняли, к чему готовиться - Рижская опера хорошо известна своей режоперой, латыши в этом смысле оказались первыми учениками. И предчувствие его не обмануло - действие перенесли в XXI век, а герцога сделали модным фотографом.

Идея, в общем, не лучше и не хуже других, таких постановок сейчас тринадцать на дюжину, режоперы пекут их, как блины. Но есть нюанс: уважаемый режиссер (режиссерша?режиссерка? режиссериха?) как-то не подумала, что у фотографа, в отличие от герцога, нет никакой власти и административных ресурсов. Соответственно, уже в начале 2-го действия в воздухе повис вопрос: почему, узнав о похищении дочери, Риголетто не явился с милицией и не закрыл тему?

Впрочем, это были еще цветочки. Чтобы объяснить, почему современную девушку держат взаперти, режиссер решила скрестить Верди с Чайковским: Джильда оказалась слепой. Гениальная находка. Но, опять-таки, "есть нюанс": в последнем действии Джильде нужно в одиночку пробраться по незнакомой местности на место преступления. Мы все думали, как это будет решено. И "все проиграли, товарищи студенты": в нужный момент девушка бодро выбежала на темную сцену с фонариком, совершенно забыв о своем диагнозе.

Единственное объяснение этому чуду, которое нам пришло в голову - уважаемая режиссер скрестила Верди еще и с Мусоргским. Поэтому пока Спарафучиль разбирался сестрой, Джильда быстренько сбегала в Углич-град, зашла в собор Преображенский, помолилась над могилкой Димитрия царевеча - и, естесственно, прозрела.

Причем нельзя сказать, что режиссер бездарна. Последняя сцену, когда одетый в черное Риголетто надевает красное платье дочери и становится похожим сначала на средневекового шута, а потом на палача, сделана просто прекрасно. Просто - "такие настроения царят сейчас не только в обществе, но и в природе".

Ну, и чтобы закончить на оптимистической ноте. Во-первых, на прошлой неделе мы съездили на "Симона Боканегру" - вполне традиционного, если не считать патрициев, которых почему-то поставили на ходули.
А во-вторых, аз, многогрешный, нашел в сети свежие записи "Трубадура" и "Травиаты", поставленные на Арена де Верона в память о Франко Дзеффирелли - и соответствующим образом оформленные. Так что ежели кто желает, могу поделиться.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments