Сначала в маисках материалов аз наткнулся на резенцию - которую советую прочесть целиком, ибо в ней прекрасно все, включая фамилию автора - где был, в частности, такой пассаж:
Варликовский, уже поставивший в Мюнхене скандального «Евгения Онегина», где главный герой в сцене дуэли грустно вальсировал с трупом Ленского
Потом нашел в сети постановку "Тоски", которую с удовольствием послушал (прежде всего ради Маркова), а вот смотреть не смог, поскольку поставлено это было так
Кинорежиссер Кристоф Оноре...придумывает новую историю: старая артистка живет затворницей в богатом доме в окружении старых портретов, афиш, костюмов.Сюда приходит съемочная группа. Они хотят снять документальный фильм о живой легенде, но постепенно съемки превращаются последовательно в мастер-класс для молодой исполнительницы партии Тоски (ее поет восходящая звезда мировой оперы, симпатичная афроамериканка Эйнджел Блю), возрождение воспоминаний тенора, который уже не молод и помнит примадонну на сцене, и, наконец, властного продюсера всей этой истории, садиста и фанфарона – таким Скарпиа предстает у Алексея Маркова.
И, наконец, вчера мы побывали на "Риголетто", показанном в рамках Иерусалимского оперного фестиваля.
Поскольку спектакль ставила латышка (некто Резия Кальнина), мы сразу поняли, к чему готовиться - Рижская опера хорошо известна своей режоперой, латыши в этом смысле оказались первыми учениками. И предчувствие его не обмануло - действие перенесли в XXI век, а герцога сделали модным фотографом.
Идея, в общем, не лучше и не хуже других, таких постановок сейчас тринадцать на дюжину, режоперы пекут их, как блины. Но есть нюанс: уважаемый режиссер (режиссерша?режиссерка? режиссериха?) как-то не подумала, что у фотографа, в отличие от герцога, нет никакой власти и административных ресурсов. Соответственно, уже в начале 2-го действия в воздухе повис вопрос: почему, узнав о похищении дочери, Риголетто не явился с милицией и не закрыл тему?
Впрочем, это были еще цветочки. Чтобы объяснить, почему современную девушку держат взаперти, режиссер решила скрестить Верди с Чайковским: Джильда оказалась слепой. Гениальная находка. Но, опять-таки, "есть нюанс": в последнем действии Джильде нужно в одиночку пробраться по незнакомой местности на место преступления. Мы все думали, как это будет решено. И "все проиграли, товарищи студенты": в нужный момент девушка бодро выбежала на темную сцену с фонариком, совершенно забыв о своем диагнозе.
Единственное объяснение этому чуду, которое нам пришло в голову - уважаемая режиссер скрестила Верди еще и с Мусоргским. Поэтому пока Спарафучиль разбирался сестрой, Джильда быстренько сбегала в Углич-град, зашла в собор Преображенский, помолилась над могилкой Димитрия царевеча - и, естесственно, прозрела.
Причем нельзя сказать, что режиссер бездарна. Последняя сцену, когда одетый в черное Риголетто надевает красное платье дочери и становится похожим сначала на средневекового шута, а потом на палача, сделана просто прекрасно. Просто - "такие настроения царят сейчас не только в обществе, но и в природе".
Ну, и чтобы закончить на оптимистической ноте. Во-первых, на прошлой неделе мы съездили на "Симона Боканегру" - вполне традиционного, если не считать патрициев, которых почему-то поставили на ходули.
А во-вторых, аз, многогрешный, нашел в сети свежие записи "Трубадура" и "Травиаты", поставленные на Арена де Верона в память о Франко Дзеффирелли - и соответствующим образом оформленные. Так что ежели кто желает, могу поделиться.