о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Царь Шломо, царица Савская и формирование идентичности эфиопской общины

Утром в газете, вечером в куплете. Отреагировал на происходящее: раскопал своих подвалов и опубликовал коротенькую заметку Царь Шломо, царица Савская и формирование идентичности эфиопской общины.

Текст, для удобства читающих, копирую сюда. (При этом - традиционая просьба кликнуть и зайти на страницу сайта, для проекта это важно):

Библейский рассказ об «иерусалимском визите» царицы Савской, явившейся к царю Шломо, дабы «испытать его загадками» (Млахим I, 10:1), восхитившейся его мудростью, осыпавшей его бесценными подарками («И подарила она царю сто двадцать талантов золота, и очень много благовоний, и драгоценные камни; никогда еще не прибывало (в страну) такое множество благовоний, какое подарила царица Шевы царю Шломо» – там же, 10), породил множество легенд и преданий, как в еврейской, так и в христианской традиции. В данной статье мы поговорим об лишь одной из них, приведенной в «Книга о Славе Царей» (Кебра Негаст) – эфиопской книге XIV века, повествующей о происхождении абиссинских царей.

Согласно Писанию, царица Савская, пораженная мудростью Шломо, провозгласила: «Да будет благословен Господь, Бог твой, который благоволил к тебе, посадив тебя на престол Израиля! Из вечной любви Господа к Израилю поставил Он тебя царем творить суд и справедливость» (там же, 9). Однако в соответствии с «Книгой Славы», африканская правительница пошла гораздо дальше, отринув идолов и дав клятву служить лишь Богу Израиля – т.е. обратилась в иудаизм:

И сказала Царица: ” Отныне я перестану чтить солнце, но буду я почитать Создателя солнца, Бога Израиля. И Ковчег этот Бога Израиля будет мне Госпожой, и семени (т.е. потомству) моему после меня, и всем царствам моим, что есть во владении моем. И посему обрела я милость перед тобой, и пред Богом Израиля, Создателем моим, Кто доставил меня к тебе, и допустил мне услышать голос твой, и показал мне/явил мне лицо твой/твой лик, и дал мне постигнуть заповедь твою.”
Книга Славы Царей, гл. 28.

После этого царица собиралась вернуться на родину, однако, поддавшись уговорам Шломо, осталась у него, предварительно взяв с него клятву: «Поклянись же мне Богом твоим, Богом Израиля, что не возьмешь меня силой. Ведь если я, дева согласно закону людей, буду соблазнена, (то) в путь мой [обратный] отправлюсь в печали я и огорчении, и бедствии» (там же, 29). Шломо поклялся, однако сумел хитростью освободиться от своего слова, и «возлег» со своей гостьей. От этой связи о царицы родился сын Байна-Лехкем, или Менелик, будущий царь и родоначальник абиссинских царей.

Когда сыну царицы Савской исполнилось 22 года, он прибыл в Иерусалим, и был признан своим отцом, которому Менелик показал перстень, который Шломо в свое время подарил его матери. Проведя некоторое время в Иерусалиме, Менелик собрался домой, и тогда произошло следующее:

И вот возвратился в дом его Царь Соломон, и велел, чтобы собраны вместе были советники его, и сановники/вельможи его, и старцы царства его, и сказал он им: “Не могу я заставить юношу этого согласиться [остаться здесь]. Так что, внимайте мне и тому, что скажу я вам. Итак, да будет он царем страны Эфиопии, вместе с детьми вашими; восседаете вы по правую и по левую руку мою, также пусть старшии из детей ваших воссядут по правую и по левую руку его. Итак, О советники и сановники/вельможи, отдадим ему первенцев/перовородных детей/ ваших, и будет два царства у нас; здесь буду править я с вами, дети же наши да царствуют там…И священники, и вельможи, и советники ответили и сказали ему: “Ты посылаешь первенца твоего, также и мы отошлем детей наших согласно желанию твоему. Кто может противится заповеди Бога и царя? Они – слуги тебе и семени твоему, как ты объявил. Если желаешь, можешь продать их и матерей их, чтоб стали рабами; сие не для нас: преступать заповеди твои и Бога, Господа твоего.”

Согласно легенде, именно эти потомки вельмож и старейшин стали первыми евреями Эфиопии, и родоначальниками местной еврейской общины. Происхождение этой легенды доподлинно неизвестно. Еврейские источники ничего об этом не знают, похожее предание есть только в книге Эльдада Данита (IX), согласно которой евреи поселились в Эфиопии вскоре после смерти Шломо, отказавшись участвовать в войне между сыном Шломо Рехавамом и Яровамом, первым царем Северного царства.

Тем не менее, когда в XIX веке эфиопские фалаша доказывали, что являются потомками «настоящих евреев» (а не иудействующей сектой вроде русских субботников), они ссылались именно на эту легенду. Taк, Абба Ицхак, живший в XIX веке , писал ( цит. по Michael Corinaldi, Jewish Identity: The Case of Ethiopian Jewry, The Hebrew University Magnes Press, 1998, p. 46):

Мы пришли при Шломо… Мы пришли в царствование Шломо… Мы принадлежим к [потомкам] посольства двенадцати колен, каждое из которых послало своего первенца сопровождать Менелика.

Таким образом, эфиопская легенда сыграла важную роль в формировании идентичности общины, ставшей со временем частью израильского общества.

P. S. Кстати, упомянутую выше книгу Коринальди всячески рекомендую всем, кто интересуется темой. Для не читающих по-английски она, кажется, есть и на святом языке.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments