В двадцатые годы Розенберг перевел на иврит Зогар - главную книгу еврейской мистики(Каббалы), автором которой, согласно традиции, является рабби Шимон бар Йохай, еврейский мудрец II века. (По мнению, большинства исследователей, речь идет о средневековом апокрифе). Таким образом раввин хотел, ни много ни мало, ускорить приход Машиаха. Согласно Зогару, еврейское мистическое учение должно особенно распространиться в мессианскую эпоху. А как это может произойти, спрашивал Розенберг, если большинство евреев не читает по-арамейки, на котором написана эта книга?
Судя по многочисленным переизданиям, перевод оказался востребованным. Однако в предисловии к perwomu изданию раввин допустил тактическую ошибку: процитировал рабби Яакова Эмдена, выдающего раввина и полемиста XVIII века, который (надо сказать, весьма убедительно) показал, что Зогар никак не мог быть написан во втором веке н.э.
Розенберг довольно быстро понял, что он наделал, но к тому времени книга уже вышла из печати. И тогда он решил исправить ситуацию другим способом: заявил, что, когда он был в Лодзи, ему в руки попала старая потрепанная книжка под названием Цур Дваш («Медовая скала»). Титульный лист у книги отсутствовал, однако, внимательно ее изучив, Розенберг пришел к выводу, что ее автор был одним из учеников рабби Эмдена. Книга содержала несколько коротких респонсов и писем великого раввина, причем в одном из них - разумеется, процитированном Розенбергом - рабби Эмден, якобы, дезавуировал свое прежнее мнение о Зогаре и признал его аутентичным сочинением II века!
Думаю, не нужно объяснять, что книги, найденной в Лодзи, не существовало точно так же, как и рукописи, найденной в Меце.
И раз уж речь зашла о розенберговском переводе Зогара - благодаря книге Rabbis and Their Community: Studies in the Eastern European Orthodox Rabbinate in Montreal, 1896–1930, которую аз, многогрешный, сейчас читаю, стало понятно, почему злые астрономы исключили из списка планет Плутон. Оказывается, это была диверсия против кирувников (иудейских миссионеров, работающих на внутреннем фронте.
In accordance with his program of presenting kabbala as the key to the salvation of Judaism, he took pains to describe kabbala as “the source of all spiritual sciences and also the source of the highest and noblest morality.”⁵⁸ His goal was to present his material in such a way that it be in accordance with both kabbala and science “so that all the nations of the world and their sages should see that everything is implicit in the holy Torah.”⁵⁹
Woven in among his commentaries and homilies are a number of instances in which he combined kabbala and science.
In dealing with the creation account in Genesis, Rosenberg connected the sun and the six planets [Mercury, Venus, Earth, Mars, Jupiter, and Saturn] to the seven lower sefirot [kabbalistic term for the emanation of God’s power]. He continued:
"And if recently the astronomers have discovered other planets greater and farther away whose orbit is connected with the sun, it must be said that they are symbolized by the three first sefirot of the World of Formation. [the third, in descending order, of the four supernal “worlds” in Lurianic kabbala]. Thus kabbala and science do not contradict each other!" .
P. S. И если уж мы упомянули кирувников - не могу не поделиться еще одной замечательной историей, найденном на извесном сайте:
Германские бомбардировщики бомбили Тель-Авив. Евреи в Израиле ощущали смертельную угрозу. Было очевидно, что никто не в силах остановить бросок Роммеля из Египта. Ортодоксальные раввины объявили дни публичных молитв и постов. И тут, на пике этих событий, рав Йосеф Каганеман, в подтверждение своей веры в то, что Вс-вышний не оставит Святую Землю без защиты, открывает ешиву Поневеж в Бней-Браке!.
Воистину, можно подивиться столь крепкой вере. Но есть нюанс: йешива Поневеж открылась в Бней-Браке в 1944 году! Когда в Северной Африке не было ни только Роммеля, но и ни одного немецкого солдата, опричь пленных.