о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Камни первосвященника, рукопись, найденная в Меце, и Артур Конан Дойл

Отбиваем книжку (английскую, разумеется), купленную на неделе ивритской книги.

Статья выложена на сайте Я-Тора (традиционая просьба кликнуть и зайти на страницу, для проекта это важно). Текст, для удобства читающих, копирую сюда:

Раввин Йегуда (Юдель) Розенберг, родившийся в 1859 году в польском местечке Скарышев, считал себя потомком великого Магараля из Праги. Женившись в семнадцать лет, Розенберг получил место раввина местечка Тарлов, и впоследствии даже называл себя Тарловским ребе, хотя никакого хасидского двора в его время в Тарлове не было.

Из Тарлова Розенберг перебрался в Люблин, где стал судьей раввинского суда, который возглавлял любавический хасид рабби Шнеур-Залман Фрадкин, автор книги Торат Хесед. Однако вскоре у него начались неприятности – благочестивым люблинским ереям пришлось не по нраву, что почтенный судья интересуется и хорошо разбирается в русской литературе. Розенбергу пришлось перебраться в Варшаву.


В 1902 году Розенберг опубликовал Ядот Недарим, комментарий к талмудическому трактату Недарим. Книга получила высокую оценку в религиозном мире. Однако продавалась она не слишком хорошо, к тому же Розенбергу не хотелось остаться в истории автором одного из бесчисленных комментариев. И в 1905 году он опубликовал действительно сенсационную вещь – Пасхальную агаду Магараля из Праги. Как утверждал Розенберг, в основу издания легла старинная рукопись, прежде хранившаяся в королевской библиотеке в Меце, и принадлежавшая перу рабби Ицхака Каца, зятя знаменитого пражского раввина. В книгу вошли как комментарии Магараля к Агаде, которые р. Кац слышал от тестя, так и обычаи, которых великий раввин придерживался во время Пасхального Седера.

Согласно предисловию, которым Розенберг снабдил свою книгу, из бывшей королевской библиотеки манускрипт попал в частные руки, причем новый владелец не соглашался расстаться с ним ни на минуту. Поэтому Розенбергу пришлось воспользоваться копией, которую прислал ему некто Хаим Шарфштейн. Письмо Шарфштейна, датированное 15 ава 5664 (29 июня 1904) года так же вошло в книгу.

В 1909 году Розенберг издал еще одну рукопись Каца – Нифлаот Магараль («Чудесных деяний Магараля»). Речь в ней шла о знаменитом пражском големе – искусственном человеке, якобы созданном Магаралем с помощью каббалы, который защищал пражских евреев от антисемитов. Как утверждал Розенберг, этот манускрипт так же хранился в королевской библиотеке в Меце, которая была уничтожена во время наполеоновских войн, после чего множество редких еврейских рукописей оказалось в собственности богатых членов местной еврейской общины.

Книга Розенберга о големе оказалась невероятно популярной. Вскоре после выхода в свет она была переиздана Хаимом Блохом, а затем опубликована им в переводе на немецкий (1920) и английский (1925) языки. В изданиях Блоха история о големе представлена как письмо, написанное самим Мааралем р. Яакову Гинзбургу из Фрайбурга.


Наконец, в 1913 году Розенберг издал "Хошен мишпат шель коген гадоль" («Нагрудник первосвященника») – третью и последнюю рукопись из Меца, на этот раз написанную рукой рабби Маноаха Генделя, ученика Магараля, скончавшегося в 1612 году. Среди прочего, в ней приводилась история, которую Гендель слышал от своего учителя, который поведал ему, как однажды ему довелось держать в руках драгоценные камни, бывшие частью нагрудника, который носили еврейские первосвященники, включая Аарона, брата Моше.

Согласно рукописи, двенадцать драгоценных камней каким-то образом попали в Англию, и хранились в Лондоне в музее на Белмор-стрит. В 1590 году Магараль узнал, что камни были похищены, и поспешил в Лондон, чтобы найти их и вернуть в музей для лучшей сохранности. Оказавшись в Англии, раввин прикинулся антикваром, коллекционирующим древности. Вскоре с ним связался некто капитан Уилсон, оказавшийся никем иным, как вором, укравшим камни. Чтобы осуществить свой план, Уилсон втерся в доверие к бывшему хранителю музея профессору Андреасу, и осуществил задуманное, как только его сменил новый хранитель профессор Эдвард Мортимер.

Магараль предложил Уилсону купить камни, и они договорились о цене, а так же – что продажа состоится через две недели, чтобы Магараль успел собрать колоссальную сумму, которую затребовал похититель.

Отпущенные две недели раввин потратил на то, чтобы с помощью каббалы достать деньги. Однако в конечном итоге они не понадобились: Уилсон отдал ему камни «безвозмездно, т.е. даром», после чего Магараль, как и собирался, вернул их в музей.

Кому-то из читателей этот сюжет может показаться очень знакомым. И не удивительно, поскольку эта история не имела никакого отношения ни к Магаралю, ни к рабби Генделю, ни к королевском библиотеке. Розенберг, ничтоже сумляшися, пересказал на иврите рассказ Артура Конан Дойла «Иудейский наперсник», который, будучи любителем русской литературы, он читал в переводе.

Полагая, что благочестивые иудеи вряд ли знакомы с творчеством английского писателя, Розенберг не слишком напрягался, и даже не счел нужным поменять имя вора или местоположение музея. Единственное изменение касалось главного героя: вместо рассказчика им стал пражский раввин.

Таким же фейком оказались и другие рукописи, изданные Розенбергом. В Меце никогда не было никакой королевской библиотеке. У местных евреев никогда не было нукаких манускриптов ни р. Каца, ни р. Генделя. Даже Хаим Шарфштейн, якобы снявший копию с первой рукописи, оказался вымышленным персонажем. Впрочем, нельзя сказать, что весь текст «Агады Магараля» является подделкой: значительную часть материала Розенберг взял из подлинных библейских комментариев пражского раввина.


Впрочем, публикация фальшивок никак не отразилась на карьере Розенберга. В том же 1913 году он эмигрировал из русской Польши в Торонто, а в 1919 году переехал в Монреаль, где стал одним из самых известных и уважаемых раввинов. Вплоть до своей кончины Розенберг издавал книги на различные еврейские темы, однако не опубликовал больше ни строчки, имеющей отношение к Магаралю и его наследию.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments