о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Current reading: к барьеру, или кого считали евреем

Читаючи монографию А. Иванова Дело чести" Депутаты государственной думы и дуэльные скандалы (1906-1917), обнаружил историю, интересную как саму по себе, так и с точки зрения известного вопроса, кого считали (или не считали) евреем.

Летом 1909 года в Государственной Думе произошел скандал. Ультра-правый депутат, воинствующий антисемит Марков-второй вызвал на дуэль кадета Осипа Яковлевича Пергамента. Который, в свою очередь, выразил полную готовность стреляться.

Поскольку в истории русского парламентаризма это был первый случай, когда вызов был не только отправлен, но и принят, скандал, естественно, вызвал бурное обсуждение. При этом, кто бы ни говорил о грядущей дуэли, разговор практически неизбежно сворачивал на национальность Пергамента.

Правые недоумевали, как курский помещик-дворянин мог послать вызов "Еське Пергаменту" (тем самы признав его равным себе), и негодовали на "виттевский закон, допустивший евреев в ряды законодателей". Депутат-кадет К. Л. Бардиж в связи с этим отмечал, что, поскольку Пергамент не только кадет, но и еврей, то он просто обязан стреляться, так как в случае уклонения от дуэли с дворянином-монархистом правые непременно будут указывать на его национальную и партийную принадлежность как на причину отказа и трактовать нежелание с оружием в руках отстаивать свою правоту как якобы свойственное кадетам и евреям малодушие. Левый публицит Вацлав Воровский писал: "Вероятно, в основе его настроения лежала боязнь, как бы господа с правой не подумали, что вот он, кадет, да к тому же еврей, «струсит», как бы они не заподозрили, что его принципиальный отказ есть не что иное, как попытка увернуться от опасности". И т.д.

При этом решительно все обсуждающие не замечали один нюанс. . В одном из своих фельетонов Владимир Жаботинский писал:

Когда люди еще верили в Государственную Думу, в одном городе черты оседлости была выставлена кандидатура бывшего еврея, популярного местного деятеля. Националисты были против этого, и один из них сказал меткое слово: – Вам нужен в Думе человек, который отстаивал бы ваше равноправие. Так не посылайте в Думу человека, который сам является живым доказательством того, что можно великолепно обойтись и без равноправия.

Не стану утверждать наверняка, но большой вероятностью, этим "бывшим евреем" был никто иной, как Осип Пергамент, которому Жаботинский проиграл выборы. Ибо Пергамент крестился в 1896 году - правда, не ради "равноправия", но чтобы жениться на русской женщине, дочери профессора Соколовского.

Впрочем, крещение Пергамента не слишком волновало не только политических единомышленников и противников Пергамента, но и тогдашних русских евреев. Шолом-Алейхем вполне комплиментарно отзывался о нем в рассказе "Гитл Пуришкевич" (увы, в сети не нашел). А близкий друг, одесский присяжный поверенный Алексей Абрамович Бугаевский, утверждал, что "его связь с еврейством никогда не прерывалась...Он принадлежал к числу прозелитов, которых евреи всегда считали своим".

Таким образом, история дуэли Пергамента - красноречивое свидетельство, что уже в начале ХХ века крещение перестало восприниматься в России как однозначный "выход из еврейства". Что, видимо, объясняет, почему именно в это время российский государственный антисемитизм начинает приобретать не религиозные, но чисто расовые черты.

Что же касается самой дуэли, то она в итоге закончилась фарсом:

Дуэль не была тайной, во втором часу ночи масса автомобилей катила по направлению к Удельному парку. Катили автомобили с журналистами, с фотографами, репортерами. Одним словом, были все принадлежности французских парламентских дуэлей, о которых знали заранее все подробности. Когда подъехал на автомобиле Марков 2-й с Пуришкевичем, народу собралось уже много. Затем прибыл и Пергамент со своим секундантом Карауловым. Прибыла и санитарная карета с врачом. Шульгин, секундант Маркова 2-го, отмерил 25 шагов; команду должен был подать Караулов. Затем были испробованы пистолеты, для чего секунданты выстрелили в воздух. В этот момент из кустов появился пристав Лесного участка и от имени градоначальника заявил, что дуэль допущена быть не может, отобрал пистолеты, положил их в ящик и, заперев его, взял ключ с собой. Затем появилось 40 пеших и конных городовых, и все разъехались по домам. (Джунковский, Воспоминания).

Через несколько дней противники все-таки встретились и обменялись выстрелами. Оба промахнулись. После этого, по-традиции, дуэлянты пожали друг другу руки, а затем - устроили дружеский ужин с шампанским, объятиями и дружеской беседой, в котором приняли участия и секунданты: Шульгин, Пуришкевич, Бабянский (генерал в отставке, кадет и масон) и Караулов.

Марков-второй и Пуришкевий, пьющие на брудершафт с евреем-либералом - это, должно быть, было эпическое зрелище.
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…