о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:

Иуда и Аман

Поскольку новость о сожжении в никому не известном прежде городе Прухнике чучела Иуды мелькает вот уже неделю, вставлю свои две копейки, чисто в качестве очень краткой исторической справки.

Прежде всего, речь идет о старинном обычае, известном, по меньшей мере, с XVIII века: польский ксендз Енджей Китович упоминает о нем в своих записках. По сравнению с некоторыми другими тогдашними обычаями Страстной пятницы, данный, пожалуй, следует признать достаточно гуманным. К примеру, соратник Костюшко Юлиан Немцевич писал, что «в страстную среду, припомнив, что в это день Иуда выдал Христа, студенты сбрасывали с хоров костельного кота,как будто Иуду, другие ждали его внизу с палками, гнались за ним и били — пока не убили». (Источник).

Чем изначально было это ритуальное действие, катализатором реального насилия (соответствующие свидетельства приводит Ольга Белова), или, наоборот, громоотводом, крайне нужным именно на Пасху, однозначно сказать трудно, но, судя по статистике, скорее второе.

Но что еще интереснее - причем об этом, кажется, в последнее время никто не писал - в то же время и в тех же местах очень похожий, практически зеркальный обычай. С той лишь разницей, что в нем участвовало отнюдь не чучело:

One curious job assumed by some Christians infuriated a number of bishops. Jan Alexander Lipski, Franciszek Antoni Kobielski, Jozef Eustachy Szembek, Josaphat Michal Karp, and Stefan Boguslaw Rupniewski forbade Christians to accept the role of Haman at Purim, the wicked biblical character in the Book of Esther who planned to destroy the Jews but failed and was punished by hanging.78 As Bishop Kobielski described the ritual, “and on the day of Haman, having dressed the Christian as Haman, they drag him through streets, tousle him and beat him.

Впрочем, протесты и запреты епископов не помогли. Как пишет Эллиот Горовиц (Elliott Horowitz), со ссылкой на неназванных еврейских мемуаристов, в Польше и Украине обычай нанимать молодого и/или бедного христианина (желательно знающего идиш), чтобы он изобразил Амана, сохранился еще в конце XIX века. А согласно польским источникам (впрочем, возможно, предвзятым), то и позже. Оьга Белова, к примеру, приводит такое свидетельство литовского поляка: евреи "«заставляли православного или католика <...> рвали розги, наливали уксус и желчь в водку. Платили Аману много <...> так пьяницы соглашались. Евреи молятся, а потом плюют на него, бьют его розгами".

"Вот как было в прежни годы, когда не было свободы" (с).

P. S. И да, православных - с праздником. Традиционное музыкальное поздравление, как пологается, под катом:

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments