Top.Mail.Ru
Новости культурного отдыха: убийство на маяке - о.Арониус — LiveJournal
? ?
о.Арониус
April 15th, 2019
09:01 am

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Новости культурного отдыха: убийство на маяке
Знакомство с питерскими театрами продолжает радовать все новыми режиссерскими находками.

О "Риголетто" от Санкт-Петербург оперы, в котором герцог оказался... бисексуалом, и перед каждой новой дамой прямо на сцене разминался с пажом, мы уже писали. А теперь - еще одна загадка: не пользуясь Гуглем и не заглядывая в афишу - какая классическая опера на классический сюжет закончилась вчера убийством и самоубийством... на вершине маяка! Причем жертва телепортировалась на место преступление из личных покоев дезабилье.

Подсказка: убийца имел отношение к морю (поэтому его и всех прочих персонажей-мужчин обрядили в морскую форму, причем у всех одинаковую, так что понять, кто на сцене есть ху, получалось не сразу).

UPDATE. В комментах есть правильный ответ, поэтому кто хочет сам, туда не ходи.

Пы. Сы. Пели, впрочем, очень хорошо, так что вечер удался.

Пы. Пы. Сы. И да, на вчерашней постановке аз, многогрешный, окончательно убедился, что главная беда современной оперной режессуры - даже не безумные сеттинги, куда режиссеры переносят действие. А бесконечное мельтешение у суета на сцене, никаких особых смыслов обычно не добавляющие, но изрядно отвлекающее от пения, а порой и откровенно мешающие петь.
Причем что самое забавное, всей это "современности" - сто лет в обед. Поскольку еще Федор Шаляпин жаловался:

Этими замечательными выдумщиками являются преимущественно наши режиссеры – «постановщики» пьес и опер. Подавляющее их большинство не умеет ни играть, ни петь. О музыке они имеют весьма слабое понятие. Но зато они большие мастера выдумывать «новые формы».

Глинка написал оперу «Руслан и Людмилу».Недавно я имел сомнительное удовольствие увидеть эту старейшую русскую оперу в наиновейшей русской же постановке. Боже мой!.. Мудрствующему режиссеру, должно быть, неловко было говорить честной прозой – надо было во что бы то ни стало показать себя новатором, выдумать что-нибудь очень оригинальное. В этой пушкинской сказке все ясно. Режиссер, однако, выдумал нечто в высшей степени астрономическое. Светозар и Руслан, видите ли, символизируют день, солнце, а Черномор – ночь. Может быть, это было бы интересно на кафедре, но почему публике, пришедшей слушать оперу Глинки, надо было навязывать эту замысловатую науку, мне осталось непонятным. Я видел только, что в угоду этому замыслу – не снившемуся ни Пушкину, ни Глинке – декорации и постановка оперы сделаны были в крайней степени несуразно.

Пир в киевской гриднице Светозара. Глинка, не будучи астрономом, сцену эту разработал, однако, недурно. Постановщик решил, что этого мало, и вместо гридницы построил лестницу жизни по мотиву известной лубочной картины – восходящая юность, нисходящая старость – и гости почему-то пируют на этой символической лестнице. На небе появляются при этом звезды разных величин, а на полу косо стоит серп луны: так, очевидно, полагается. Вместо луны светят лампионы так, что бьют в глаза зрителям и мешают рассмотреть остальные новшества. Бороду Черномора несут на какой-то особенной подушке, которая должна, вероятно, символизировать весь мрак, окружающий бороду, или что-то такое в этом роде. Но самое главное и удивительное это то, что во время самой обыкновенной сцены между Наиной и Фарлафом вдруг неизвестно почему и для чего из-за кулис появляются какие-то странные существа, не то это мохнатые и коряво-ветвистые деревья, не то это те черти, которые мерещятся иногда алкоголикам. Таких существ выходит штук двенадцать, а их нет ни в тексте Пушкина, ни в музыке Глинки.

Или вот, ставят «Русалку» Даргомыжского. Как известно, в первом действии этой оперы стоит мельница. Выдумщик-режиссер не довольствуется тем, что художник написал декорацию, на которой изобразил эту самую мельницу, он подчеркивает ее: выпускает на сцену молодцов, и они довольно долгое время таскают мешки с мукой, то в мельницу, то на двор. Теперь прошу вспомнить, что на сцене в это время происходить глубокая драма. Наташа в полуобморочном состоянии сидит в столбняке, еще минута – и она бросится в воду топиться, – а тут мешки с мукой!

– Почему вы носите мешки с мукой? – спрашиваю я постановщика.
– Дорогой Федор Иванович, надо же как-нибудь оживить сцену.
Что ответить? «Ступай, достань веревку и удавись. А я уже, может быть, подыщу кого-нибудь, кто тебя сумеет оживить…».

(12 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:utnapishti
Date:April 15th, 2019 07:16 am (UTC)
(Link)
Отелло?

(Первая мысль была "Дидона и Эней" но там, кажется, только самоубийство.)
[User Picture]
From:o_aronius
Date:April 15th, 2019 07:21 am (UTC)
(Link)
Он, родимый. :)

Edited at 2019-04-15 07:23 am (UTC)
[User Picture]
From:utnapishti
Date:April 15th, 2019 07:32 am (UTC)
(Link)
"Отелло" было единственным пришедшим мне в голову сюжетом, где есть и убийство, и самоубийство, и по которому, кажется, есть опера. А происходят ли эти страсти на маяке или не на маяке, я не знаю. Предполагая, что всё-таки нет, мне думается, что режиссёром из глубин подсознания двигала фраза "поручик был большой затейник".
[User Picture]
From:o_aronius
Date:April 15th, 2019 07:49 am (UTC)

поручик был большой затейник

(Link)
Яго, который в русских переводах обычно поручик, был как раз вполне традиционен. Хотя во время знаменитой арии его, бедолагу, заставили больше всех мельтешить и суетиться - то мундир чистить, то карандаши точить, то вообще железные ящики таскать. Как он при этом не сбился с дыхания, уму непостижимо. :)
[User Picture]
From:nuladno
Date:April 15th, 2019 09:20 am (UTC)

Re: поручик был большой затейник

(Link)
а "Вижу твой конец" он пел?
[User Picture]
From:o_aronius
Date:April 15th, 2019 04:17 pm (UTC)

Re: поручик был большой затейник

(Link)
Бог его знает, что там они по итальянски пели. :)

Субтитры были, причем на двух языках, но видно было плохо, и висили они так, что смотреть их одновременно со спектаклем не получалось от слова совсем.
[User Picture]
From:girsa_dejankuta
Date:April 15th, 2019 07:29 am (UTC)
(Link)
Отелло рассвирепелло.
А я насладилась тбилисской совершенно классической "Тоской", без всяких намеков на выкрутасы. Правда, с титрами исключительно по-грузински, но либретто было освежено в памяти заранее.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:April 15th, 2019 07:36 am (UTC)
(Link)
Судя по тому, что выкладывают в Ю-Тубе, постсоветские республики остаются оазисом здорового оперного классицизма. :)

В Тель-Авиве, впрочем, Тоска тоже была классической. Даже супер-классической - они утверждали, что восстановили самую первую постановку.

Edited at 2019-04-15 08:04 am (UTC)
[User Picture]
From:idelsong
Date:April 15th, 2019 07:58 am (UTC)
(Link)
На "Тоске" я хулиганил (не в нынешней, а в старой постановке лет 5 назад) - во време сцены расстрела (якобы фиктивного, но на самом деле настоящего) крикнул: "Срак, срак".
[User Picture]
From:tornado_84
Date:April 17th, 2019 11:26 am (UTC)
(Link)
Собор Парижской Божьей Матери сгорел, а вы всё об оперной режиссуре рассуждаете.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:April 17th, 2019 01:17 pm (UTC)
(Link)
Собор ужесно жалко, да.

Слава Богу, я там успел несколько раз побывать, в том числе на органном концерте.
[User Picture]
From:tornado_84
Date:April 17th, 2019 02:46 pm (UTC)
(Link)
У нас в городе тоже есть органный зал, в бывшем костеле.
А французы - шляпы, вроде наших (в России всё время что-то горит).
Powered by LiveJournal.com