18. Согласно законам, сформулированным в Талмуде и кодексах, запрещено нарушать Субботу ради медицинской помощи нееврею, даже опасно больному. Это правило распространяется и на помощь нееврейской роженице.
19. Однако сегодня разрешается ради лечения нееврея в субботу нарушить запреты, установленные раввинами.Поскольку, поступая так, врач предотвращает вражду между евреями и неевреями.
20. Некоторые авторитеты разрешают нарушить любой субботний запрет ради лечения нееврея, даже те из них,которые прямо упомянуты в Торе.
21.Существует легальный метод лечить нееврея в субботу, нарушая при этом все субботние запреты, и при этом не нарушить закон. Для этого врач, оказывая помощь, должен думать про себя, что делает это не ради лечения, но для того, чтобы обезопасить от обвинений и вражды как себя, так и весь еврейский народ.
В общем, картина получается следущая:
1. Религиозный врач, желающий быть порядочным человеком (или, по крайней мере, порядочно себя вести) имеет для этого полную галахическую возможность.
2.Впрочем, если врач желает быть благочестивым мерзавцем, то каноны не закрывают ему и этой возможности.
Так что -"разруха не в стране, разруха в головах"(с).Т.е. важно не то, что написано в канонах, но то, какую и предоставленных ими возможностей выбирает каждый конкретный врач (или раввин, к которому этот врач обращается за консультацией).
В связи с этим - не могу не вспомнить, как в первой половине прошлого века небезызвестный Хафец Хаим гневался, что, мол, религиозные доктора в массовом порядке ездят по субботам по всей округе и лечат больных, не разбирая их национальности.Ибо -приятно осозновать, что еврейские врачи воказались в большинстве своем куда более моральными людьми, нежели один отдельно взятый раввин.